О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





Дарт : 1-ые воспоминания

Алексей Тарасов (Теоретик)


Стремясь обеспечить собственных клиентов как можно наиболее полной политрой парапланов, компания ПарААвис готовит к выходу на рынок новейший аппарат для опытнейших пилотов - Дарт. Создателю выпала возможность полетать на одном из прототипов этого параплана на горе Юца и в предгорьях Северного Кавказа.

День 1-ый. Мощный ветер

Облачное небо и необыкновенное тепло встречают нас на вершине Машука. Уплотненная облачность кажется неподвижной, но тут, на старте, жестоко треплет низкие елки мощнейший восточный ветер.  Илья Смоляков, опытнейший местный пилот и инструктор, лишь что прокатил на собственном Дуэте еще одного пассажира и погодой недоволен. Сдуваемый ветром тандем обогнул южный склон Машука, и садиться пришлось практически на грани ротора. Чтоб хоть как-то скрасить ожидание,  решаем расстелить на старте мой макет.

Как почти все современные парапланы высочайшего класса, расстеленный на земле Дарт производит обманчивое воспоминание простоты. Три ряда строп (А3-В4-С3), аскетичные вольные концы без лишних деталей. Акселератор с достаточно маленьким ходом и совершенно короткоходные триммера. Стропление упрощено до предела, любая 3-я нервюра вообщем обходится без строп. С непривычки даже как-то не верится, что эти изредка поставленные немногочисленные стропы вообщем способны  переносить все тягости полета... Порывы ветра стремятся вырвать купол из рук, но мы с Ильей начеку. Конструкция купола впечатляет еще более, чем стропление. Богатство косых нервюр, "висящие", лишенные стропления промежные нервюры, глухие "уши", чрезвычайно огромное количество секций с маленькими, как акульи зубы, воздухопоглотителями... Да, ПарААвис в конце концов отважился. Перед нами настоящий "косонервюрник" современной конструкции безо всяких компромиссов вроде косынок либо "полуторных" нервюр.

Ветер понемногу начинает стихать. Пора выяснить, каковой Дарт в деле. В паузе меж 2-мя порывами ветра решаю стартовать. Беремся за два ряда покрепче - и...

И никакого сопротивления со стороны стремительно вылетающего над головой купола. Легкое движение клевант - и готовый к бою Дарт уже застыл над головой, нетерпеливо поерзывая в предвкушении полета. Как все очень просто! Унаследовав от Гранда (предшествующая модель ПарААвиса в том же классе) положительные моменты старта, Дарт очевидно не наделен противными грандовскими чертами подъема и стабилизации купола. Крыло отлично поднимается из хоть какого положения и быть может просто удержано клевантами в хоть какой стадии подъема. Клевок вперед, вообщем, достаточно резкий, и на конечных стадиях подъема крыло лучше слегка притормаживать. Еще несколько секунд задерживаюсь на старте, чтоб кинуть взор на купол и стропы - и вперед.

Даже при сильном ветре Дарт очевидно просит разбега. В конце концов отрываюсь... Ого, вот это скорость! Заместо ожидаемого ползания в 10 метрах над деревьями в считанные секунды вылетаю вперед, туда, где склон круто обрывается вниз... Опа! Мощнейший рваный динамик подхватывает аппарат, крыло закидывается назад, и вот он, брутальный клевок, которым славятся все "косонервюрники"! Опаздываю с компенсацией, и над головой раздается наизловещий шорох... Взор ввысь, и опять нежданность - больше чем на половине размаха видно характерное промятие передней кромки, но новейший профиль крыла, похоже, стабилен и в таковой конфигурации. Еще движение клевантами - и воздух, распирающий крыло изнутри, практически выбивает переднюю кромку в обычное положение. По крылу проходит маленькая, но чрезвычайно резкая и глубочайшая волна, издают глухой звук в один момент принявшие нормальную нагрузку стропы. Пожалуй, можно было и совсем не вмешиваться - аппарат совладал бы сам.

Оказавшись в динамике, я обязан здесь же уменьшить скорость Дарта клевантами. Ветер около 10 м/с преодолевается играючи, балансировочная скорость очевидно больше 40 км/ч. Галсы тут, на Машуке, достаточно длинноватые, и у меня возникает возможность "пощупать" поляру макета в практически прямолинейном полете. Реакция на симметричную работу клевантами колоритная и незамедлительная, каждый сантиметр хода ощутимо влияет на полет. Быстро выясняется, что для работы в массивном динамике довольно приблизительно 30 см хода клевант. Чувствую себя чрезвычайно свободно - с брошенными клевантами Дарт быстро уходит вперед от горы, но стОит опустить руки до пояса - и аппарат начинает плавненько сноситься назад. Дает себя знать и высочайшее аэродинамическое качество - невзирая на внушительную горизонтальню скорость, Дарт имеет маленькое понижение. Даже на большом удалении от склона можно удерживаться на одной высоте и подниматься выше.

Набрав около 100 метров над стартом, подхожу поближе к вершине и уменьшаю галсы, чтоб лучше ощутить поведение аппарата на виражах. Дарт чрезвычайно любит работу клевантами и незамедлительно откликается на каждое мое движение. Вход в вираж чрезвычайно стремительный, сами виражи получаются малогабаритными и чрезвычайно плоскими, практически без возрастания вертикальной скорости. Дарт устойчиво стоит в разороте, чутко реагируя и на внешнюю, и на внутреннюю руку. Реакция на работу весом, как ни удивительно, достаточно слабенькая - движения подвески помогают делать вираж еще больше осторожным и пологим, но о управлении одним лишь весом, видимо, нужно запамятовать.

Налетавшись в динамике, ухожу вниз, в город. Мощный ветер, обтекая изрезанные склоны, создает ощутимую болтанку, и Дарт реагирует на нее чрезвычайно своеобразно. Телом ощущаю особенно резкие удары и толчки, как при езде по булыжникам, но форма крыла всегда остается идеальной. Клевков и наклонов практически не возникает, но болтанка всегда стремится вышибить аппарат с прямолинейной линии движения. В особенности труден оказывается заход на высадку - зловредные завихрения от домов превращают прямолинейный заход в замысловатую кривую. В паре метров от земли начинаю снижать скорость. Очередной сюрприз - при полном ходе рук Дарт не лишь не срывается, но к тому же сохраняет достаточно огромное качество. Горизонтальная скорость при всем этом невелика.

День 2-ой. Зимние термики

Проснувшись поздним днем опосля новогоднего праздничка, не верю своим очам. Лето! Градусник указывает +18.5 в тени. Небо веселит глаз идеальной синевой... которая перемежается первыми вспышками кучевых туч. Зимние термики?!? Срочно на Юцу!

Юца встречает ровненьким и ласковым восточным ветром и полностью сформировавшейся "кучевкой". Над горой уже выписывают свои спирали немногочисленные соколы и одинокий А-44. Взлетаю прямо из лагеря и за несколько минут выпариваю до вершины. Пора начинать охоту за зимними потоками. Подтягиваю триммера и ухожу вперед от горы.

Два сантиметра хода триммеров чрезвычайно сильно воздействовали на поведение Дарта. Сходу возникли мягкость и демпфирование, которых мне так недоставало на Машуке. А скорость практически не снизилась.

В километре от горы светло-бирюзовый Heaven RX очевидно что-то "зацепил". Нужно догонять поток. Не отпуская триммеров, на сто процентов выдавливаю акселератор. Усилие невелико, аппарат реагирует незамедлительно. Опустив переднюю кромку, Дарт за пару секунд обретает свою полную скорость. Свист строп преобразуется в глухой рев, яростно флаттерят незакрепленные ремешки подвески. Жалею, что не надел очки - глядеть вперед мешают выбиваемые ветром слезы. Гора с неожиданной быстротой удирает назад, а бирюзовый Heaven, как по волшебству, оказывается практически подо мной. Безнадежно отстают тянущиеся к тому же сгустку соколы. Вот она, скорость! Чувствую, что близок к 60 км/ч - и это при поджатых триммерах! Не успев насладиться высокоскоростным переходом, обязан отпустить акселератор - по другому перегоню поток. Дарт прыгает ввысь, и практически одномоментно рев ветра стихает до обычного свиста. Клевков при переходе на баласировочный режим практически нет. Еще несколько секунд, и аппарат цепляет консолью периферию хотимого потока.

Летая вокруг ядра, начинаю понимать, для чего же сотворен Дарт. Чуткое и четкое, крыло потрясающе передает все тонкости поведения потока. Благодаря триммерам демпфирование становится мягеньким и упругим, кажется, что аппарат висит в пространстве на невидимых пружинах. Просвет центра потока всякий раз сопровождается верно ощутимым ударом, аккуратненько передаваемым прямо на подвеску. Даже на периферии потока, в "ножницах" меж восходящими и нисходящими течениями, Дарт идеально сохраняет форму и практически не испытывает колебаний. Один виток спирали - и я уже около центра потока. Радиус спирали просто регулируется внутренней рукою и весом, а скорость - наружной рукою. В чрезвычайно широком спектре радиусов вращения Дарт сохраняет пологий нрав спирали и маленькое понижение. СтОит чуток опустить внутреннюю руку - и Дарт послушно доворачивает еще круче, не стремясь при всем этом опустить нос вниз. Кажется, что предельным ходом внутренней клеванты можно вынудить аппарат вращаться чуток ли не вокруг уха, и лишь нежелание получить "негатив" удерживает меня. Увлекшись спиралью, незаметно для себя набираю 400 метров над юцким плато, практически под брюхо неплотного кучевого облака. Можно ворачиваться к горе. Переход иду без акселератора, на триммерах. Качество в таком режиме приметно выше, чем на наибольшей скорости, на километровый переход трачу всего около 100 метров высоты. Тем временем удивительные зимние термики начинают выдыхаться, и остаток летного дня мы проводим в ровненьком юцком динамике.

День 3-ий. Динамик и низкая облачность

Капризная зимняя погода приготовила пилотам очередной сюрприз. Уплотненная облачность обхватывает Юцу, начинаясь приблизительно в 150 метрах над местностью. А предельной силы восточный ветер обещает легкое парение прямо над лагерем. Основное - не увлекаться не подступать очень близко к горе, по другому мощный динамик в момент закинет в облака. Погода, безупречная для лихого пилотажа...

На маленьком удалении от склона начинаю замечать индивидуальности Дарта, которые неочевидны на высоте. Засчет собственной скорости и маневренности Дарт просит завышенного внимания у склона. При входе в крутой разворот аппарат здорово разгоняется, а в конце виража практически прыгает ввысь, выигрывая несколько доп метров высоты. На каждом галсе со свистом проношусь в одном-двух метрах от кустов и деревьев, выпрыгивая в конце разворота высоко над ними. Великолепная маневренность дозволяет "брить" склон, не боясь столкновения даже на завышенной скорости. Осмелев, ухожу от лагеря и подбираюсь к горе. Один галс - и я на границе облачности. Пора сложить "уши". Перегрузка на наружные стропы А-ряда не чрезвычайно велика, а сложенные законцовки требуют удержания, стремясь раскрыться без помощи других. При сложенных "ушах" возникает крупная чувствительность к работе весом - раскачивая крыло подвеской, можно достигнуть впечатляющих наклонов и понижения, сопоставимого с режимом В-срыва. Раскрытие "ушей" практически постоянно самостоятельное и чрезвычайно резкое. Клевков не происходит, форма крыла стабилизируется в считанные мгновения. Пробую 40-процентное асимметричное сложение. Перегрузка на внутренние стропы А-ряда приметно выше, и руке становится больно даже через перчатку. Консоль проламывается чрезвычайно резко, но колебаний и заметного конфигурации курса не происходит. Сложенная консоль раскрывается от легкой компенсации весом либо просто сама по себе, при этом чрезвычайно быстро. Раскрытие только резкое, припоминает быстрее раскрытие парашюта, чем параплана.

Снизившись до 100 метров, решаюсь на пару винговеров. С прелестной легкостью наклоны можно доводить до 60...70 градусов, а с одного-двух резких движений можно и совсем поставить крыло "на ножик". Скорость на винговерах чрезвычайно велика, на выходе вдавливает в подвеску ощутимая перегрузка. Прекратить раскачку так же просто, как и начать - крыло успокаивается за одно-два движения. Даже при резком прекращении раскачки огромных тангажей и небезопасной разгрузки не выходит, лишь один раз при неаккуратном выходе из практически отвесного винговера хлопают две либо три секции на "ухе".

Высадка на старт не вызывает затруднений. "Прокачивая" крыло клевантами, можно зависнуть на высоте в 5-6 метров и плавненько понижаться до касания земли.

Резюме

Дарт - спортивный параплан для опытнейших любителей и проф спортсменов. Отлично подступает для стремительных маршрутных полетов в средних и мощных критериях. Просит стремительной реакции и четкого управления.

Плюсы:

  • хорошая маневренность;
  • высочайшая горизонтальная скорость;
  • высочайшее качество, в т.ч. и на левой границе поляры;
  • легкий старт при всех критериях;
  • скорое восстановление опосля сложений;
  • легкие клеванты;
  • большой ход клевант.

Минусы:

  • низкое аэродинамическое качество на правой границе поляры;
  • завышенная скорость понижения на всех режимах;
  • резкое поведение на отпущенных триммерах;
  • слабенькая чувствительность к работе весом.

Индивидуальности:

  • типичное поведение на резких поворотах, взаимопереходы возможной и кинетической энергии;
  • стабильная фаза "недосложения", когда передняя кромка промята, но подворота не происходит;
  • чрезвычайно высочайшая чувствительность к триммерам.



Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector