О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





"Синяки и шишки" сезона 2000.
(анализ летных происшествий в клубе)

В. Павлов

Вот и завершился летный сезон в нашем клубе. В отличии от прошлых он был характерен огромным количеством лебедочных полетов, а где много летают, там случаются и падения. Чтоб ЧП было меньше, полезно их анализировать, тогда в последующий раз не нужно будет наступать на "грабли", которые кому-то уже наставили шишек.

Итак, займемся сиим самым анализом.

Я не буду перечислять ФИО участников - на их месте могли бы оказаться и остальные.

1. Апрель.

Место полетов: Рыболово. Условия полетов: ветер 3-7 м/с, турбулентность слабенькая. Пилот-парапланерист Татьяна Ф. 3-го разряда чрезвычайно хотела полетать и побольше. Т.к. клубный параплан один, а летать охото, она выпросила у 1-го из не клубных пилотов его личный параплан и стартовала на активной лебедке (лебедка, принадлежит компании AsA). На взлете, на высоте 3 метров получила задний свал и при падении повредила позвоночник. Опосля месяца в больнице и пары в корсете на данный момент опять летает. В процессе разбора происшествия выяснилось, что параплан, который она взяла, старенькый с "выбитым" ресурсом и на нем в ближайшее время летал лишь владелец. На старте не было инструктора клуба.

Выводы:
  • отсутствие инструктора,
  • самодеятельность самого учлета,
  • "медвежья услуга" владельца параплана,
  • ошибка оператора
привели к летному происшествию.

2.Июнь.

Место полетов; Рыболово. Дельтапланерист Сергей М., 3 разряд. К этому времени выполнил около 20 полетов на активной лебедке и летал уверенно. Дельтаплан "Атлас".
Условия: ветер встречный 1-2 м/с., турбулентность отсутствовала (старт выполнялся опосля 18.00).
Это был 1-ый его полет на пассивной лебедке. Взлет вдоль бетонки, но не с нее, а на расстоянии 5-6 м. параллельно дороге с поля, покрытого травкой.
Опосля слабенького разбега на старте пилот дал ручку от себя и взлетел без запаса скорости. На высоте 3-4 м. вышло сваливание аппарата на право с падением на бетонку. Удар вышел скользящим и пришелся на правый нижний узел трапеции. Дельтаплан скользнул на трапеции до края дороги и уперся в высочайший земельный бруствер на ее краю. Сергей плечом ударился в этот бруствер и сломал ключицу.

Выводы:
  • ранее Сергей М. летал на активной лебедке около месяца назад. Перерыв в полетах и 1-ый старт на пассивной лебедке оказались очень сложной задачей для спортсмена 3-го разряда (методическая ошибка инструктора),
  • пилот не принял нужных мер по самостраховке ( не встретил землю ногами).

3.Июль.

Рыболово. На клубных полетах снова отсутствовал парапланерный инструктор. К полету готовился на "Huntere" учлет Павел Л. Проверку снаряжения проводил иной учлет такого же уровня.
Опосля старта на пассивной лебедке на высоте около 200-х метров пилот ощутил рывок и увидел, что начала отрываться одна из лямок вольного конца. Павел произвел отцепку, на всякий вариант взялся рукою за лямки выше карабина и нормально долетел до места высадки. Опосля высадки особенного беспокойства не проявлял, считая, что отрывалось что-то несущественное. Подошедший Макс определил, что Павел летел, подцепившись одним из карабинов за конец триммерной (!) петли не оборвалась она лишь чудом. Не считая того, когда пилота спросили, а бросил бы он парашют, оторвись лямка на сто процентов - Паша опешил: "А он у меня был?" Паша полетел в чужой подвеске, в какой парашют был, но он не направил внимания на такую "мелочь".

Выводы:
  • отсутствие инструктора,
  • проверка готовности снаряжения пилота проводилась человеком, который просто не был способен сделать ее как необходимо,
  • пилот не знал о наличии у него парашюта.
В этом случае много чего же отсутствовало. Много было лишь везения у Паши, с чем его и поздравляем.

4.Июль.


Пилот-парапланерист Сергей Р. 3 разряд. Условия: ветер 2-3 м/с встречный, турбулентность слабенькая. Параплан "Блюз"
Взлет на клубной пассивной лебедке. Инструктора на старте снова нет. Опосля взлета, находящиеся на старте увидели, что у купола суровая завязка на С-ряде левой консоли. К огорчению со стороны оператора это не видно. Пилот поднимается на 10 метров и начинает сноситья на лево от дороги. Оператор понижает тягу, чтоб пилот поправил снос. За дорогой пилот выправляет полет. К этому времени он оказывается на высоте 3 - 4 метра Тяга возрастает и вдруг купол резко оказывается за спиной пилота на одном с ним уровне. Полный свал! Сергей падает на спину. На нем была подвеска "Чарли", взятая в этот полет у товарища и мягенький протектор в ее спинке выручил ему позвоночник.

Выводы:
  • перед полетом пилоту следовало наиболее пристально осмотреть стропы,
  • опытнейший выпускающий либо инструктор увидел бы эту неисправность,
  • если б была возможность приостановить процесс буксировки со стороны выпускающих, ЧП можно было бы предотвратить в самом начале.

5.Август.

Весь день в Рыболово дует солидный ветер. "Чайники" посиживают на земле и грустят. Из-за их "бараньего" веса РП не пускает летать пока не стихнет. Парапланерного инструктора нет. Вечерком, когда стало стихать, двое парней-учлетов (томных) отправь летать на активную лебедку ASA. Учлет Надя В (без разряда) тоже отправилась туда, предварительно получив "добро" РП. Там она уверила выпускающего отдать ей никак не меньше, чем параплан "Proxy". На замечания 1-го из числа тех 2-ух "тяжеловесов" взять "Hunter" не соглашается. Довод один: "Ты не инструктор!".
Опосля взлета сходу оказывается в режиме продольной раскачки и при следующем каче вперед ударяется копчиком о землю. В итоге компрессионное сжатие позвонков. К счастью, на данный момент все сзади и она уже летает.

Выводы:
  • отсутствие инструктора,
  • самоуверенность учлета,
  • недочет контроля со стороны РП
Результат печальный!

6.Сентябрь.

Сборы клуба в Крыму. Северный склон. Ветер 6 - 8 м/с прямой на склон. Вечер, термичность отсутствует. Пилот 3-го разряда Борис К., дельтаплан "Атлас".
За некоторое количество дней ранее Боря освоил упражнение "выполнение галсов" без выпаривания.. Выходило у него отлично и задачей этого полета была попытка выпарить в динамическом потоке.
Опосля выполнения пары галсов Боря делает энергичный разворот и теряет скорость. Аппарат сваливается с высоты 5 - 7 м. на крыло и падает на склон. Пилот встречает землю, держась за ручку на вытянутых руках. Мер по самостраховке не предпринял. В итоге - перелом предплечья правой руки и ушибы.

Выводы:
  • нарушена методика обучения. До вылета на парение в сей день Боре необходимо было повторить предыдущее упражнение хотя бы одним полетом,
  • пилотом не отработаны меры самостраховки по встрече земли ногами.

Во всех этих вариантах выслеживается отчетливая закономерность: без инструктора летать плохо! Почему же мы летали без него - учителя и "ангела-хранителя" учлетов-парапланеристов?
В клубе три инструктора (парапланерных). Гончарук нередко занят на коммерческой лебедке и тех, кто летает на клубной, отслеживать не в состоянии, Больнов бывает не постоянно, как и Матвеев, который в июле уезжал на Украину. Вот и приходилось мне быть и РП и завлекать в помощь спортсменов 3-го разряда и даже без него. Оказалось, что стоимость таковым полетам очень высочайшая.
Что касается дельтапланерных происшествий, то здесь ошибки инструктора (т.е. меня) в нарушении методики обучения.

Опосля варианта в августе, совпавшего по времени с ЧП в "Параависе" совет клуба принял последующие неотклонимые правила сохранности полетов на лебедочных полетах:

  • спортсмены до 2-го разряда летают лишь в присутствии инструктора.
  • при полетах на лебедке с H 50 м непременно наличие спасательного парашюта.
  • выпускающим на старте должен быть пилот с уровнем подготовки не ниже 3-го разряда.
  • За выполнением данных правил смотрит и отвечает инструктор либо РП.
    В общем-то все эти правила не лишь они, отражены в НППД и КУЛПе, просто не постоянно на их обращают внимание. Да и сами спросите себя: издавна ли Вы заглядывали в эти документы? Почти все (в особенности парапланеристы и новички-дельтики) даже могут не знать, что это такое. Небо же при твоей ошибке не будет спрашивать: был ли инструктор на старте, верно ты подцепился, почему растерял скорость. О этом придется вспоминать на больничной койке, да с течением времени заноет рука от старенькой травмы к перемене погоды.
    Потому и приходится устанавливать твердые правила, а пилоту рекомендуется 10 раз проверить свою готовность к полету не лишь техно, да и психологическую.
    В общем не стоит наступать на "грабли", на которых споткнулись наши товарищи в этом сезоне.




    Просто 22 факта
    Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

    подробнее...

    Ближайшие полеты

    Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

    подробнее...

    Наши спонсоры:

    Много свежих фото

    подробнее...


    Copyright ©2002 Vector