О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





Carbon и Grifel, либо Снятся ли дроидам электроовцы

Ни для кого уже не тайна, что компания AsA вывела на рынок еще одну реплику параплана компании Nova. На этот раз репликации подвергся достаточно современный intermediate-параплан Nova Carbon. Официального наименования репликанту пока что не выдумали, а в пилотских кругах новинку назвали Grifel. Команде vector-pg.ru посчастливилось сразу провести маленький тест-драйв Грифеля и Nova Carbon. Итак, чем все-таки различаются репликанты от оригиналов?.. И знает ли Grifel о том, что он репликант?..

Условия испытаний

Испытывались строго серийный Nova Carbon L и Asa Carbon (Grifel) 31. Навесные системы: ParAAvis Triton и Edel. Полный полетный вес пилотов (PTV) приблизительно равен середине весовой вилки для обеих испытываемых моделей (~105 кг). Условия полетов – слабенький ветер, чрезвычайно слабенькая турбулентность. Полеты проводились в Рыболово при старте с пассивной лебедки.

Конструкция

Carbon

«Родной» Carbon повеселил чрезвычайно осторожными и комфортными вольными концами из толстой, но мягенькой ленты. Стропы фиксированы на коннекторах резиновыми колечками. К A-ряду на кнопочке (!) крепится доп A'-ряд для удобства работы с «ушами». Почему-либо клавишей фиксируются и клеванты. Нет, это полностью комфортно, но весь остальной парапланерный мир уже перешел на наиболее комфортные магнитные фиксаторы. Проводка акселератора закреплена на концах, для соединения частей проводки применены чрезвычайно комфортные крючья Бугера.

Стропы не очень толстые, есть маленькая тенденция к запутыванию. Контроль стропления на старте просит чуток больше внимания, чем традиционно.

Купол смелой конструкции, с множеством косых нервюр. Не следует забывать, что Nova одной из первых на рынке стала применять косые нервюры на парапланах класса intermediate. Качество кроя обычно не очень высочайшее, пошив полностью высококачественный. Материал крыла, предположительно, Carrington сверху, Porsher Marine снизу и на нервюрах

Grifel

Вольные концы наиболее традиционной конструкции, без A'-ряда. Лента относительно узкая и твердая. Коннекторы с защелкой, ограничивающей скольжение строп по коннектору. Клеванты крепятся к рядам магнитными клипсами. На задних концах установлены короткоходные (~5 см) триммеры.

Стропы довольно толстые, тенденции к запутыванию нет. Номиналы строп очевидно завышены, видимо, специально для полетов с внедрением лебедок.

Конструкция купола при беглом осмотре неотличима от оригинала. Качество пошива и кроя не плохое. Материал, предположительно, твердый New SkyTex сверху и skytex снизу и на нервюрах.

Подъем купола

Carbon

Подъем не вызывает каких-то проблем. Купол выводится плавненько, нерасторопно, но без точек зависания. Благодаря маленькому весу купола его просто можно удерживать над головой даже в слабенький ветер. Отличия от рабочего положения устраняются чрезвычайно просто. Вообщем, аппарат имеет маленькую тенденцию к заскакиванию вперед, и даже в слабенький ветер его временами приходится притормаживать клевантами.

Grifel

Подъем наиболее вялый, чем у оригинала. Аппарат настоятельно просит перегрузки на А-ряды. При старте с внедрением лебедки таковой подъем купола чреват недовыводом, работать с Грифелем до момента отрыва нужно пристально, всегда нагружая А-ряд. Технически подъем не вызывает затруднений. Оба аппарата можно подымать в хоть какой технике, вплоть до рывка корпусом. В то же время при недовыводе крыло полностью может уйти в задний свал – контролировать вывод нужно чрезвычайно верно и клевантами в момент отрыва и сходу опосля него работать чрезвычайно осторожно.

Буксировка

Carbon

Сходу отмечу внимательное отношение компании Nova к пилотам, испрользующим буксировку. Замок отцепки положено крепить к особым силовым звеньям, которые не лишь верно передают нагрузку с троса, да и... слегка акселерируют параплан в процессе затяжки. В итоге облегчается старт и отчасти демпфируются рывки фала. Под тягой Carbon сохраняет полностью нормальную управляемость клевантами и весом, практически не уходит назад и вообщем дает чувство удобства. Клевок опосля отцепа под тягой достаточно мощный и просит компенсации клевантами.

Grifel

Взлет просит завышенного внимания. Вплоть до самого отрыва лучше слегка нагружать А-ряды, т.к. купол выходит в полетное положение достаточно без охоты. Под тягой Grifel достаточно ощутимо уходит назад, а управляемость достаточно сильно падает по сопоставлению со вольным полетом. Зато при умеренной тяге удается достигнуть относительно высочайшей скороподъемности. Клевок при отцепе несильный, хотя его лучше скомпенсировать.

Полетные чувства

Carbon

Аппарат имеет чрезвычайно хорошую балансировочную скорость (по ощущениям около 37 км/ч). Carbon сходу вызывает у пилота чувства надежности и спокойствия – сначала благодаря хорошему демпфированию по тангажу. Качество для аппарата такового класса хорошее, понижение невелико. В целом воспоминание приятное.

Grifel

Репликант чуток отстает от оригинала по балансировочной скорости. Демпфирование по тангажу, может быть, даже выше, чем у оригинала. Понижение чрезвычайно маленькое (около 1 м/c), но в целом осталось чувство легкого «недогруза». Качество, вероятнее всего, чуток ниже, чем у оригинала. Grifel, непременно, чрезвычайно неплохой паритель, хотя даже слабенький термик полностью ощутимо стремится выкинуть этот аппарат из себя. При работе в слабеньком потоке Grifel ерзал, вздыхал о кое-чем, тихонько похрустывая передней кромкой, и все норовил полететь прямо.

Маневренность

Carbon

Достаточно удивительно реагирует Carbon на работу клевантами. Клеванты длинноходные, и на 1-ые 15...20 см хода аппарат отзывается вяло, нерешительно. Такие хода быстрее применимы для удержания параплана на курсе на длинноватых переходах. Намного увлекательнее работать с Carbon, опуская руку см на 40. У параплана вдруг возникает чрезвычайно и чрезвычайно приличная маневренность! Большими ходами клевант можно смело «завинчивать» аппарат в крутую либо термическую спираль, качать винговеры... В спирали Carbon стоит отлично. Вираж полностью понятный, не просит долгого привыкания. Лишь не нужно подымать руки очень высоко. Винговеры выполняются без усилий, правда, при попытках выйти на наклон 90° начинает мешать не плохое демпфирование. Реакция на работу весом полностью обычная, при задавливании весом в термической спирали аппарат очевидно начинает крутить наиболее плоско, а скорость подъема чуток растет.

Grifel

Как и оригинал, Grifel указывает собственный настоящий нрав лишь при огромных ходах клевант. Суровых различий в поведении репликанта замечено не было... хотя маневренность, пожалуй, вышла незначительно пониже, чем у оригинала. Репликант не ужаснее оригинала стоит в спирали, но винговеры делать на нем, пожалуй, незначительно сложнее. Оба аппарата пилотажными не назовешь – быстрее они созданы для размеренной работы в слабеньких и умеренных термиках. В термике Grifel как минимум не проигрывает Карбону при несколько большей, на наш взор, информативности крыла.

Режимы скорого понижения

Крутая спираль

Carbon

Все до боли просто. Равномерно опускаем внутреннюю руку все ниже и ниже... Аппарат плавненько разгоняется, плавненько нарастают шум потока и перегрузка. Спиральной нейтральности не замечено – при отпускании внутренней клеванты аппарат немедля начинает выходить в обычный полет, доворачивая менее 180°. Горка при выходе из спирали выходит впечатляющая, вплоть до полной разгрузки и недлинного мгновения невесомости. Неизбежный после чего клевок приходится восполнить чрезвычайно огромным ходом рук, при всем этом, как выяснилось потом, нужно быть чрезвычайно внимательным. Режим полностью удобный до понижения -10 м/c, при таком понижении спираль можно удерживать много витков подряд.

Grifel

Все так же, лишь клевок и разгрузка на выходе получаются еще более.

«Уши»

Carbon

Благодаря A'-рядам ложить «уши» просто и комфортно. Усилие на наружных стропах А-ряда довольно маленькое, сложенные законцовки залипают под куполом и требуют прокачки для открытия. Понижение около -2.5.

Grifel

Сложение делается без усилий (хотя конкретно за стропы браться непременно неудобнее, чем за особые концы). При отпускании строп законцовки открываются сами или от легкого прокачивания клевантами. Понижение около -2.

B-срыв

Carbon

Классика. Вход в режим чрезвычайно плавный, форма крыла стабильная, ее просто контролировать. Понижение около -7. Единственное прирекание – аппарат достаточно долго входит в режим. Выход при резком бросании рядов практически без клевка, набор горизонтальной скорости происходит чрезвычайно быстро.

Grifel

Аппарат ведет себя несколько ужаснее оригинала. Усилие на входе огромное. Разгон происходит скорее, но крыло ведет себя наименее стабильно. Заметны маленькие колебания, есть тенденция ко входу во вращение. Понижение около -6. Выход при стремительном отпускании рядов наименее энергичный, клевка практически нет.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Carbon

Передняя кромка нагружена не чрезвычайно сильно, сломать ее достаточно просто. Сложенная консоль сходу подворачивается под купол, происходит клевок, разворот в сторону сложенной консоли и набор скорости. Набрав скорость и довернув около 90°, аппарат показывает явную тенденцию к раскрытию. Сложенная консоль раскрывается сама (не чрезвычайно охотно) или от умеренной прокачки клевантой. Клевки в процессе сложения и раскрытия невелики. Все происходит относительно резко, но понятно и прогнозируемо. Удерживаемая асимметрия приводит к резкому броску в сторону сложения, но умеренная компенсация приводит к полностью размеренному, управляемому развороту в сторону от сложения. Чрезвычайно отлично.

Grifel

Сложение развивается наиболее вяло, доворота в сторону сложенной консоли практически не происходит. Выход наиболее обычный. Сложенная консоль раскрывается от незначимых движений клевантой. Клевки слабенькие, отлично сдемпфированные.

Негативная спираль

Carbon

А вот здесь уже не все так радужно. Хотя загнать крыло в негатив чрезвычайно трудно – усилие на клеванте большущее и около 2-х секунд ничего не происходит. Я имитировал срыв в негатив при обработке потока – то-есть с малой скорости, планировалось удержание до разворота на 180 градусов, потом выход с наименьшим вмешательством пилота. Итак, левая клеванта на уровне плеча, правая под сиденьем. Пыхчу от напряжения – усилие чрезвычайно велико, и вот, в конце концов передняя кромка ломается и правая консоль улетает назад. Держим! Есть 180 градусов. Отпускаю. Крыло ложится на горизонт и резко закручивается. Есть оборот! И выход с резким косым клевком. Крыло разгружается, и складывается над головой гармошкой. Ого! Такового я еще не лицезрел. На данный момент будет очередной клевок – компенсирую его в самом начале и с страхом замечаю, что крыло уходит в задний свал. Бросаю клеванты, собираюсь и резким ударом на полный ход ловлю купол в момент просвета его над головой. Уффф… утрата высоты на планируемый в общем- то безопасный нехороший разворот составила 120 м. Пожалуй, делать негатив на Карбоне я никому не порекомендую. Компенсация клевка тоже обязана быть поточнее, чем это могло бы показаться на 1-ый взор. Крыло чрезвычайно отлично задемпфировано по наклону, и это расслабляет. Нужно держать в голове, что комфортность в обыденных режимах никак не исключает резкости в экстремальных.

Grifel

Схожий маневр на предсерийном Grifel'e выполнился хотя и резковато, но все таки еще безопаснее. Серийное крыло еще не испытывалось.

Поведение на триммерах

Grifel

Отсутствие триммеров у Carbon не является недочетом. Их присутствие у Grifel тяжело именовать достоинством. При затягивании триммеров на полный ход (~5 см) доставшийся мне Grifel резко «встал на дыбы», и по нижней поверхности купола побежали плохие волны. В целом картина неприятно напоминала вход в задний свал. При отпускании триммеров наблюдался нежданно резкий клевок вперед и явный набор скорости. В общем, ежели и поьзоваться триммерами на Grifel, то чрезвычайно осторожно.

Выводы

И оригинал, и репликант – полностью удачные парапланы класса Intermediate для пилотов с налетом от 10 часов, желающих получить размеренный, покладистый параплан для рботы в термиках и маршрутных полетов. Carbon различается бОльшей скоростью, маневренностью и чувством удобства. Grifel же наиболее медленный, чуток наименее удачный для пилота и просит к себе завышенного внимания на взлете и затяжке, но наиболее информативный и конкретный в экстремальных режимах. Он не лучше не ужаснее – он просто незначительно иной.

Плюсы

Carbon
  • Приятное, удобное крыло для пилотов выходного дня
  • Комфортные вольные концы и особые девайсы для крепления замка отцепки
  • Завышенный удобство при буксировке
  • Чрезвычайно не плохое демпфирование по тангажу
  • Маленькое понижение
  • Большой ход клевант
  • Выраженная «ступенька» на срывных режимах
Grifel
  • Довольно обычный и приятный параплан
  • Хорошее демпфирование по тангажу
  • Чрезвычайно маленькое понижение
  • Большой ход клевант

Минусы

Carbon
  • Легкая тенденция к запутыванию строп на старте
  • Умеренная горизонтальная скорость на акселераторе
  • Огромное усилие на клевантах
  • Опасное поведение на выходе из негатива
Grifel
  • Вялый подъем купола, страшный при буксировочных полетах
  • Недочет скорости на всех режимах
  • Опасное поведение при зажатых триммерах
  • Огромное усилие на клевантах
  • Огромное усилие при выполнении б-срыва

А. Тарасов (theoretic@vector-pg.ru)
Д. Бондарев (d_i_m@vector-pg.ru)
07.06.2002

Коллектив vector-pg.ru выражает глубокую признательность эксклюзивному дилеру Nova в Рф Дмитрию Савинкову (defender@comtv.ru, www.nova-wings.ru) и К. Торку за предоставленную технику.





Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector