О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





Pro-Design Jalpa: альпийский Джа

One bright morning when my work is over
Man will fly away home
One brlght morning when my work is over
Man will fly away home

Bob Marley, Rastaman Chant

Преамбула

Jalpa — параплан компании Pro-Design (pro-design.at). Сертификация — DHV 2 для всех размеров, не считая S. Позиционируется производителем как манёвренный перформанс.

Условия испытаний

Тестировалась строго серийная Jalpa 90 (площадь — 26.78 кв.м., вилка весов — 90-110 кг). Полётный вес тестеров приблизительно соответствовал верху весовой вилки. Навесные системы: Advance Impress, AVAsport Sprinter. Погодные условия: ветер от штиля до 8-10 м/с, турбулентность от слабенькой до мощной, термическая активность от нулевой до мощной. Полёты проводились с внедрением активной и пассивной лебёдок в Татаринцево и Голенихе.

Конструкция

theoretic: С особинкой, как и положено изделию уважающего себя брэнда. Вроде бы и в мелочах притаилась разница с соперниками, но она есть. К примеру, управляющая стропа крепится к ручкам клевант за пробитые в их люверсы — ни у кого больше не лицезрел такового решения. Оказалось чрезвычайно комфортно, в особенности при спортивном хвате клевант. Форма крыла, в общем-то, без ярко выраженных особенностей — бросаются в глаза разве что резко загнутые и плотоядно зауженные уши. Концы — узенькие, осторожные, без чудес, удивили разве что клеванты на клавишах. Всё ожидаемо хорошо и отменно.

d_i_m: дизайн крыла достаточно привлекателен, находится метка середины купола, при этом она предусмотрительно размещена на задней трети хорды, чтоб даже при сильном сложении ее все же было видно. Но каких-либо особенных изысков нет. Мальи обыденные, концы тоже как у всех.

Можно сказать, что конструкция обычная, изготовка аккуратное, без явных косяков.



Поведение на земле

theoretic: Непревзойденно. Вообщем, аппарты с неуввязками на старте попадаются нам на испытания всё реже и реже. Технически вывод купола несложен, аппарат выходит в полётное положение расслабленно и надёжно, без подвисаний и попыток опередить пилота. Вообщем, уже на земле в полной мере проявляется одна из ярчайших сторон нрава этого крыла — высочайшая и типичная чувствительность к работе клевантами. Ежели крыло на сто процентов выведено над головой, то даже маленькие шевеления рук приводят к тому, что купол чуток проворачивается над головой маленькими энергичными движениями. А стоит пошевелить руками чуток посильнее — и крыло бодро улетает в наклон. Удерживать крыло в полётной позиции просто, невзирая на свою чувствительность, оно очень стабильно стоит над головой, требуя только маленького подруливания и лёгкой работы весом. К ошибкам по наклону Jalpa относится так, как это и положено «двойке» — реакция на ошибку следует незамедлительно, но при желании-умении всё также быстро и просто исправляется. Уши нагружены равномерно, притереть аппарат ухом к земле можно без усилий — с поправкой, естественно, на высшую чувствительность подопытной к работе клевантами.

d_i_m: Поведение на старте полностью предсказуемое, заполнение происходит быстро, малый вес купола упрощает старт в штиль либо с боковым ветром. Могут подскладываться уши. В целом за старт — четыре с плюсом.

Буксировка

theoretic: Без заморочек — и в то же время полностью дозволяет ощутить своеобразие аппарата. На затяжке Jalpa совершает массу маленьких маленьких движений по тангажу и сильно играет скоростью, то заныривая и разгоняясь, то чуток уходя назад. По наклону при всем этом, вообщем, ничего такого особенного не происходит. Удерживать крыло на полосы буксировки проще обычного — реакция на клеванты стремительная и четкая, и их эффективности хватает с огромным запасом. На вес аппарат реагирует под тягой полностью отлично, хотя без лишней остроты. Горка опосля отцепа под тягой довольно растянута по времени, а вот следующий клевок лучше или скомпенсировать, или применять для запрыгивания в ядро термика, ежели отцеп произошёл в потоке.

Полёт

theoretic: Собственный броский нрав Jalpa проявляет практически с первых секунд полёта. Мне подфартило — знакомство с аппаратом началось с отцепа в стремительно крепчающем потоке. Не мешкая, весом валю аппарат в наклон… Упс! Столько наклона мне не нужно! Незначительно удивлённо осаживаю крыло наружной клевантой и на всякий пожарный кидаю взор на грудной обхват моего верного Импресса — не расстёгнут ли?.. Нет, всё штатно. И всё-таки 1-ый вираж на Jalpa принудил меня поразмыслить, что грудной обхват на сто процентов раскрыт — так резво отреагировала норовистая австриячка на моё движение. Что ж, учтём… Проносясь по широкой дуге неподалеку от ядра, пошевеливаю клевантами, пристально следя за реакцией расслабленно висячего над головой купола. Упс номер два! Маленькая пробная дача внутренней руки — и Jalpa лихо проворачивается над головой и через неизмеримую долю секунды ощутимо убыстряет вираж, сразу приопуская переднюю кромку вниз. Ну нифига себе характер у данной австрийской скромницы! Спокойней, спокойней… Плавней… И, о да! Это ядро! В которое Jalpa втыкается таковым уверенным и даже хозяйским движением, как будто налёт у неё — не жалкие 5 минут на подмосковной лебёдке, а все 100 часов в Альпах. Никаких подвисаний — лишь кратко хрустнул кое-где вверху нервюрный «хардфиниш» да залился суматошной трелью Браунигер, отмечая заброс за +5. Наученный предшествующим опытом, мягко и чуток несимметрично ловлю готовую клюнуть подопытную обеими клевантами… Бинго! Мы в ядре, и числа Браунигера лихо скачут, как бонусы в игральном автомате, где кто-то сорвал джек-пот. Тыща, полторы, тыща семьсот… Кое-где далековато над головой и в то же время ниже базы мелькает некий левый Боинг… Две. Рукам становится прохладно. Jalpa стоит в вираже как влитая, но лёгкий снос начинает помаленьку выдувать меня из потока. Подколбашивает. Jalpa справляется сама, причём отлично. Решаю чуть-чуть поиграть в чайника и даю ветру выдуть меня из потока на пол-спирали. Ничего криминального: подалбливает, естественно, но Jalpa, нервно ёрзая над головой, тем не наименее совсем не желает складываться. Хорошо, поиграли — и хватит. Короткое движение клеванты, уже знакомое запрыгивание в вираж — и веселые вопли Браунигера подтверждают, что мы опять в ядре. Неподалёку крутит плотным строем свора грачей… Две двести. Пора на переход.

Убегая от минусов, выжимаю акселератор. Выжимается он как-то подозрительно плавненько и мягко. Беглый взор на концы — всё штатно. На на сто процентов выжатой первой ступени блочки системы акселерирования прошли чуток меньше половины полного хода! Прирост скорости по GPS — приблизительно 10 км/ч. Передняя кромка в превосходном состоянии, никаких складок и промятий. Понижение приметно выросло, а подёргивания и похрустывания очевидно усилились. Вообщем, лететь это никак не мешает. Жму вторую ступень — и всё равно не удаётся уткнуть один блочок в иной. Прирост скорости танцует кое-где в районе 12-14 км/ч, для «двойки» — очень солидный итог, тем паче что ход акселератора незначительно не дотягивает до полного. На 2-ух третях акселератора Jalpa реагирует на болтанку острее, чем на балансировочном режиме — но ничего криминального не происходит. Пару раз случалась «предупреждающая» разгрузка передней кромки, но далее промятия заборников я это дело не доводил, приотпуская акселератор. Времени на это движение Jalpa даёт с запасом.

Бодрая весенняя погода и благорасположение владельцев аппарата дозволили полетать на Jalpa в различных критериях, попарить и даже сходить хороший маршрут. Схлынули 1-ые бурные эмоции, и воспоминания от аппарата оказалось может быть разложить по полочкам. Итак,..

Летучесть. Хороша, но не наиболее. По своим ЛТХ Jalpa уверенно превосходит «середняков» собственного класса — но в то же время не дотягивает до уровня фаворитов. К примеру, Nova Ra очевидно превосходит нашу подопытную по сочетанию скорости и свойства. Зато Jalpa отлично парит даже в сложных термиках благодаря собственному действенному виражу, а стойкость к сложениям и общий относительный удобство в болтанку делают её наиболее доступной и наименее требовательной, чем лучшые «двойки».

Манёвренность. Мощная сторона Jalpa. Впечатляет! Уверенно отнесу Jalpa к фаворитам в секторе DHV 2. Пожалуй, эта австриячка на время написания репорта заслуживает даже верхней ступени моего личного рейтинга манёвренности «двоек». Конкурентнов в этом отношении у неё незначительно — с тех пор, как Ozone пожертвовал манёвренностью в пользу летучести, лишь Niviuk Artik сумел удивить меня собственной чувствительностью и вёрткостью. Причём от Jalpa он в этом смысле приметно отстаёт. Но для вкуса придётся добавить в бочку мёда и чайную ложечку дёгтя. Вираж у Jalpa не имеет той практически волшебной чёткости и скоординированности, которой отличались, к примеру, виражи у Vibe и Vulcan. Он наиболее резкий, брутальный, в особенности в исходной фазе входа в разворот. Да и в установившемся вираже поведение Jalpa не различается простотой. Да, Jalpa хорошо стоит в вираже и «идёт за рукою» — и всё-таки постоянно просит подруливания, придерживания, лёгкой работы наружной рукою. При парении в потоках основная неувязка — это резкий разгон с просадкой при сужении термической спирали. Чрезвычайно принципиально точно дозировать работу клевантами и весом, по другому заместо гладкой спирали просто могут получиться «крылатые качели» с сильными фазами пикирования-разгона. В этом отношении Jalpa сравнима с аппаратами наиболее высочайшего класса, и советовать её в качестве первой «двойки» по данной причине я не могу. Зато динамизм и даже некая злость виража делают Jalpa только увлекательным выбором для поклонников ваггас и остального не очень сложного пилотажа. Винговеры на Jalpa выполняются с удивляющей и сначала даже пугающей простотой. Одно движение клевантой и весом — и аппарат уже «на ножике». Причём неаккуратный пилот вряд ли будет сильно наказан: ход клевант у Jalpa довольно велик, равно как и запас стойкости к сложениям.

Информативность, удобство в болтанку. Как ни удивительно, и то, и другое на среднем уровне в своём классе. Поточнее, чуток ниже среднего. От такового манёвренного агрегата можно было бы ждать стрессовости либо даже злости при полёте в болтанку — ан нет, всё в пределах разумного. Информативность Jalpa — это сначала колебания скорости. В массивных ядрах Jalpa приметно подвисает, на выходе — неслабо разгоняется, а на подходе к сгустку находится ярко выраженное «подсасывание». В наименьшей степени поведение воздуха чувствуется по динамике тангажа (движениям купола вперёд-назад) и несимметрии нагрузок на карабинах. А вот перегрузка на клевантах полезной инфы практически не даёт. В сильную болтанку Jalpa не доставляет пилоту заморочек, хотя внимания просит побольше, чем обычные «двойки». Достаточно нередко случаются резкие недлинные движения по наклону и тангажу — Jalpa достаточно жестко запрыгивает в потоки и так же резво из их вываливается, и быстрота этих движений просит соответственной быстроты и чёткости от пилота. Естественно, при желании вести аппарат ровно и гладко. А ежели эти движения игнорировать — как ни удивительно, ничего страшного не случается, аппарат более-менее справляется сам. «Уши», естественно, хлопают, но в сильную погоду это в порядке вещей.

Энергоёмкость. Значительно выше среднего, хотя до уровня фаворитов класса опять-таки не дотягивает. Вообщем, это и к лучшему: очень крупная энергоёмкость «двойкам» ни к чему. Заморочек с переходами скорости в высоту и обратно не увидел даже при работе в чрезвычайно сложных, узеньких, мощных и рваных потоках. Винговеры, повторюсь, на диво неплохи — сочетание манёвренности и динамики ровно таково, чтоб этот популярный манёвр выходил уже массивным и правильным, но ещё не очень сложным в выполнении.

d_i_m: Именовать Джальпу чрезвычайно летучей — язык не поворачивается. Несколько лет назад такие свойства были бы в верхней трети перечня двоек, но с возникновением таковых чудовищ, как NOVA Ra  и ему схожих крыльев с удлинением около 6 и полностью адекватным поведением, ситуация на рынке поменялась, и ожидать от крыла с таковой геометрией чудес уже не приходится. Не очень высочайшая скорость, мощное повышение понижения на акселераторе вывели бы крыло в середняки класса — ежели бы не его маневренность. Здесь подопытный отыгрывается по полной програмке, компенсируя в целом не очень высочайшие ТТХ. За которые — оценка «отлично»

Манёвренность. В целом при загрузке по верху весовой вилки припоминает таковую у наилучших представителей старенькой школы. Озон Вулкан вел себя сходным образом. Джальпа в кое-чем даже лучше — перегрузка на клеванты не очень высочайшая, чувствительность к управлению весом хорошая, поток ощущается всем телом, и ежели бы не легкое подвисание при влете в мощные ядра — в данной дисциплине не осталось бы желать ничего лучшего. Тем не наименее, оценка «непревзойденно» с небольшим минусом полностью заслуженна. Крыло дозволяет дерганое, рваное управление с большими расходами клевант, не демонстрируя тенденции к срыву. Это не очень отлично само по себе, но дозволяет надеяться на возможность резкого отворота без особенных расколбасов в заслугу в случае необходимости.

Динамика. Хороша, но бывает и лучше. В целом несколько наименьшая, чем была бы безупречной для таковой маневренности. Не очень высочайшая балансировочная скорость дает о себе знать. Оценка «отлично»

Летучесть. Без чудес. Высочайшая маневренность дозволяет результативно биться за жизнь, низкая скорость описывает относительно маленькое понижение, но в целом — приблизительно середина класса.

Информативность. Информация приходит в основном на карабины, так как группы строп разнесены по консолям достаточно далековато. Клеванты тоже не совершенно пустые, но сказать, что ты держишь воздух руками — язык не поворачивается. Быстрее ты ощущаешь его пятой точкой. Оценка «отлично».

Удобство в болтанку. Чрезвычайно отлично. Запас по сложениям у аппарата хоть и не чрезмерен, но высок, ушки могут хлопнуть но делают это только немножко и очень изредка. Выматывающей дерготни тоже нет, крыло хорошо задемпфированно и по наклону и по тангажу.

Небезопасные режимы полёта

Асимметричное сложение
просмотр в режиме слайд-шоу...

theoretic: Отлично. Не «непревзойденно» из-за чрезвычайно большой амплитуды косого клевка на выходе из режима. Спровоцировать сложение труда не составляет, A-ряды нагружены равномерно, и сложение сходу развивается далековато и по хорде, и по размаху. Разворот начинается чрезвычайно быстро, ещё до отпускания A-ряда. Немедля опосля отпускания раскрывается приблизительно половина сложенной части крыла — и сразу с сиим Jalpa прыгает в мощнейший косой клевок амплитудой градусов 70-80. Практически постоянно в данной фазе режима подскладывается «ухо» у несложенной консоли. Начало клевка так энергичное, что сначала появлялось даже опасение, что аппарат провалится ниже горизонта со всеми вытекающими — но нет. Клюнув градусов на 70, Jalpa резко останавливается, как будто вспомнив о том, что она всего только «двойка». Далее происходит скорое дораскрытие и не наименее стремительный выход на обыденные углы тангажа. Разворот изредка превосходил 120-140 градусов, что для «двойки» просто непревзойденно, но утрата высоты несколько больше средних величин для «двоек». При попадании в режим в настоящей, «боевой» ситуации чрезвычайно принципиально не махать руками, держать в голове о возможности аппарата быстро восстанавливаться без вмешательства пилота, пилотировать аккуратненько. Опасность раскачать аппарат и утратить контроль над ситуацией, на мой взор, для Jalpa больше, чем традиционные опасности, связанные с асимметричным сложением.

d_i_m: Крыло резко складывается и здесь же ныряет в сторону сложения с мощной просадкой. Раскрытие мягкое, но скорое, начинается от центроплана, раскачка мощная, разворот тоже средний либо чуток выше среднего в классе, но все это справедливо, ежели асимметрию не восполнить. Ежели же хоть незначительно отработать наружной клевантой — все заканчивается практически и не начавшись. Компенсируя к тому же весом можно отворачивать от сложенной на 50% консоли, хотя и с мощным понижением, но фактически так же интенсивно, как на каком-нибудь неплохом послешкольном крыле. Тенденции к срыву я при всем этом не ощутил. Консоль интенсивно стремится раскрыться, и долго удерживать ее трудно. Оценка отлично с плюсом, за то, что все же косой клевок довольно силен.

Фронтальное сложение
просмотр в режиме слайд-шоу...

theoretic: Отлично с жирным плюсом. До «непревзойденно» не дотягивает совершенно немножко из-за выскакивающей время от времени лёгкой тенденции к парашютированию. Раскрывшись, аппарат может секунду-другую находиться в непонятках, не стремясь к набору скорости, но чрезвычайно быстро — и без вмешательства пилота! — всё приходит в норму. Почему-либо все тестовые «фронталки» выходили у нас различными и по рисунку сложения, и по динамике выхода. Вообщем, всё в пределах нормы для «двоек» и даже лучше среднего. Утрата высоты — мизерная. Клевок — слабенький, градусов 30 от силы. Отклонений от курса не появлялось совершенно.

d_i_m: Нормально. Некая неторопливость на выходе не дозволяет поставить хорошую оценку. Просадка чуток выше среднего, но не криминально. 5 с минусом.

Подсрыв из термической спирали
просмотр в режиме слайд-шоу...

theoretic: Непревзойденно. Попасть в режим, не провоцируя его искусственно, очень трудно. И «виновата» в этом высочайшая манёвренность подопытной. Пробы заузить термическую спираль быстрее вызовут разгон и понижение, чем срыв — так как чувствительность к работе клевантами у Jalpa чрезвычайно высока. На тестах приходилось неестественно сильно зажимать внешнюю консоль. Пожалуй, попасть в режим случаем имеют шансы лишь очень немногочисленные фанатичные адепты плоской термической спирали… Протекание режима классическое. Перегрузка на внутреннюю руку предупреждающе падает, «ухо» приметно морщится. Режим развивается довольно плавненько, единственная неувязка — обычная для Jalpa: высочайшая чувствительность к действиям пилота. Косой клевок на выходе просит стремительной и четкой компенсации, без которой шансов остаться в термической спирали фактически нет. А ежели сделать всё как следует — то аппарат лишь дёрнется, практически не меняя характеристик вращения.

d_i_m: Усилие при срыве чрезвычайно велико для двойки, ход клевант умеренный, поведение в целом спокойное, но лучше не ухудшать. При передерживании в подсрыве клевок на выходе довольно велик для того чтоб вызвать асимметрию процентов в 50% и вторую часть марлезонского балета. Но, негатив в этом классе мы не оцениваем, ибо пилоту уже нужно понимать и не лезть, и оценка «отлично» — лишь за достаточно выраженный косой клевок на выходе из подсрыва с достаточно немаленькой потерей высоты.

Режимы скорого спуска

Крутая управляемая спираль

theoretic: Непревзойденно. Даже обрисовывать толком нечего — классика… Спиральной нейтральности замечено не было. Выход несколько растянут по времени, клевок умеренный.

d_i_m: Уж совершенно крутую не делал, а в обыкновенной, до -10, замечательно управляется и быстро выходит при отпускании. Непревзойденно.

B-срыв

theoretic: Непревзойденно. Усилие на B-рядах несколько выше среднего, но не так, чтоб это стало неувязкой даже для офисного клерка. Вход в режим на удивление стремительный и резкий, зато аппарат стабилизируется практически мгновенно, успев сделать всего пару движений. Понижение наращивается достаточно быстро, доходя до классических -8 уже через несколько секунд. Выход при резком отпускании рядов фактически моментальный, с резким, но маленьким (градусов 30) клевком и скорым набором скорости.

d_i_m: Сам по себе — без замечаний, хотя вход резковат. Выход размеренный, уверенный и ровненький. Непревзойденно с минусом.

Уши

theoretic: Чрезвычайно отлично. Есть лёгкая тенденция к залипанию, раскрываются или сами и медлительно, или от лёгкого управляющего действия в виде лёгкой прокачки клевантами либо ёрзанья в подвеске. Понижение — без чудес, на уровне -3.

Выводы

theoretic: Jalpa — женщина с нравом. Нрав притаился в манёвренности, которая для «двойки» впечатляюще велика и выводит подопытную в уверенные фавориты собственного класса. При всем этом летучесть и сохранность, что чрезвычайно приятно, не пострадали. Вообщем, высочайшая манёвренность — палка о 2-ух концах, и 2-ой её конец может больно стукнуть по неофитам класса DHV2, ещё не готовым пилотировать настолько проницательный и энергичный снаряд.

Для кого Jalpa подойдёт идеальнее всего? Для любителей «флайфорфана», ваггас, винговеров — уж точно. Эта публика уже издавна обделена вниманием производителей, и вот, в конце концов, случился праздничек и на их улице. Ещё раз заострю внимание на том, что при собственной манёвренности Jalpa — в отличие от Озонов старенькой волны — ещё и полностью пристойно летает. Что в сочетание с неплохой пассивной сохранностью дозволяет уверенно советовать её как аппарат для мощной горной погоды, для сложных критерий. На равнине с её слабенькими сложными потоками Jalpa тоже сумеет проявить себя полностью достойно — но лишь в руках довольно искушённых пилотов с отлично откалиброванными руками и чётким чувством крыла. Лишь таковым основательным товарищам с налётом не меньше 70-80 часов будет подвластен фирменный вираж Jalpa — умопомрачительно энергичный и даже кое-где брутальный, чреватый огромным понижением при неаккуратном пилотировании. При наименьшем налёте (приблизительно от 60 часов) Jalpa будет довольно безопасна для собственного пилота, но дела с ней придётся выстраивать равномерно, по другому пилот быть может испуган, хотя вряд ли травмирован.

d_i_m: В 2-ух словах Джальпа — наследник Вулкана. По всем статьям. Та же низкая скорость. Та же, не очень высочайшая по сопоставлению с современными соперниками в классе, летучесть. И та же великолепная маневренность, при большей в целом сохранности и однозначности управления.

Для кого она подойдет идеальнее всего?

Как 2-ое крыло для грозного компетитора — для фана и релакса. Как 1-ое крыло для принципиального летателя в слабеньких и узеньких потоках — то есть в обычных критериях подмосковных лебедок. Хороший выбор для узенького динамика с пузырями, для не слищком злостных гор, для первых соревнований, в особенности в специфичных, не очень мощных критериях вроде Юцы либо Алма-Аты. Довольно дружелюбное и понятное поведение без явных глюков и заморочек дозволит обладателю Джа(льпы) быстро прогрессировать. Дизайн и качество производства тоже веселят глаз, а умеренная (будем надеяться, все же брэнд сияет не так ярко, как некие, непонятно за что поднятые на щит) стоимость смотрелась бы оправданной и добавляла радости кошельку.

Малый потребный налёт — приблизительно 60-70 часов.

Плюсы
  • Красивая манёвренность
  • Довольно удобное поведение в болтанку, приятный нрав, понятное и однозначное поведение
  • Высочайшая активная и хорошая пассивная сохранность
Минусы
  • Высочайшая манёвренность, делающая аппарат требовательным к пилоту
  • Не фаворитные в классе скорость и качество
  • Сравнимо недолговечная ткань
Индивидуальности
  • Специфичный вираж, требующий привыкания
Полезные ссылки
  • Информация о куполе на веб-сайте производителя
Алексей Тарасов aka theoretic
Дмитрий Бондарев aka d_i_m

Коллектив vector-pg.ru благодарит лётную школу Free Fly Team за предоставление аппарата на испытания.






Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector