О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





NOVA Mentor. Люди-бублики начинают и выигрывают

Mentor. Men-Tor... Люди-бублики. Чем же не имя для голливудских суперменов?.. Полностью, кстати, достойное имя для аппарата, который претенедует на лидерство в классе «интремедиат» и имеет в своём классе очень не достаточно соперников.

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Mentor M (весовая вилка 95-110 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к верху вилки, но не доходил до него. Навесная система: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабенького до предельного, турбулентность от слабенькой до предельной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились со склона в Коломенском и в Татаринцево с внедрением пассивной лебёдки.

Конструкция

Обычная, мгновенно известная NOVA. Всё на месте — и фирменная раскраска, и тонкие, высококачественные вольные концы, и остальные рюшки-финтифлюшки. Видимо, опосля смелых тестов с Ra на Нове решили не рисковать — и Mentor вышел четырёхрядным (A2A’B4C3D2). Удивило обилие фурнитуры — в проводке акселератора стоят маленькие, но высококачественные блочки Ronstan, а вот управляющая стропа проведена через блочок Holt. Стропы — достаточно толстые, арамид в оплётке, без чудес.

Форма купола сходу и чётко говорит о том, чего же хотел достигнуть от Ментора товарищ Папеш. Вроде бы и удлинение невелико, и арочность не запредельная. Но стоит присмотреться — и становится любопытно. Грубо обрезанные «уши» и кропотливо «вылизанные» поверхности купола тонко намекают на заложенную в Ментор серьёзную амбицию. Эстетика Ментора несёт в себе такой оттенок злости, не сказать бы брутальности — но всё же в пределах разумного. Забегая вперёд, замечу, что практика частично подтвердит смутные предчувствия, рождённые формой крыла...



Взлёт, работа с куполом на земле

Чрезвычайно достойные внимания воспоминания. Понятно, что Ментор долго и фанатично доводили до разума. Хотя то здесь, то там всё-таки вылазят чуть заметные намёки на злость, которой наверное мучались 1-ые макеты Ментора. Нет, всё отлично — аппарат отлично встаёт, чётко слушается пилота и прощает большая часть ошибок старта. Но стоит показаться ветру и турбулентности — и выясняется, что не так прост Ментор, как оно кажется сначала. Обыденный в обыденных критериях, в сложную погоду Ментор способен нежданно удивить резким клевком либо массивным уходом вперёд. Приходится отключить режим имитации чайника и начать работать клевантами и корпусом по-честному. Нет-нет, никаких заморочек со стартом у Ментора нет — но всё-таки не следует рассчитывать на то, что это обычное послешкольное крыло. Это лучшый интермедиат, которому полностью простительна лёгкая непростота нрава.

Игры с касанием «ухом» земли Ментор чрезвычайно любит. С одной стороны, это не до боли просто ввиду довольно высочайшей чуткости подопытного — но с иной стороны конкретно чуткость крыла и делает эту игру настолько увлекательной. Я уже привык к тому, что «интермедиаты» безропотно выполняют команды пилота — но Ментор, будучи полностью послушным и прогнозируемым, оказался наиболее узким и сложным инвентарем, чем этого можно было бы ждать от аппарата класса EN B. Вообщем, тем интересней и полезней работать с Ментором на земле...

Отрыв что на склоне, что на лебёдке происходит практически одномоментно, невзирая на довольно высшую балансировочную скорость подопытного. Заморочек со стартом нет никаких. Время от времени проскакивает чуть заметная тенденция к лёгкому недовыводу, но она может оказаться заметной лишь в штиль и при очень вялом старте.

Буксировка

Всё интересней и интересней... Предоставленный себе, Ментор ведёт себя подобно аппаратам классом выше — чётко и быстро реагирует на турбулентность, но не стремится быстро уйти с линии движения затяжки. Управляемость под тягой — несколько выше среднего, чрезвычайно сбалансированная и приятная. Это относится и к работе клевантами, и к переносу веса. При затяжке в болтанку время от времени даже приходится слегка восполнить клевки и забросы, что с «интермедиатами» случается изредка. Но в целом воспоминания чрезвычайно приятные. Клевок опосля отцепа невелик, но всё же полностью ощутим.

Полёт, манёвренность

Ментор — изрядный хитрец. Причём хитрости его вызывают весёлое удивление сродни удовольствию от прекрасно исполненного фокуса...

Так вышло, что моё знакомство с Ментором началось на небольшом склоне столичного парка Коломенское в мощный порывистый ветер. Парение в Коломенском — как понятно, сложная наука. Склон небольшой, но плющить и колбасить там может полностью по-взрослому. Взлетаю на Менторе 1-ый раз — так, балансировочная скорость очевидно большая, рулить у склона нужно быстро и чётко. Ещё несколько полётов-прыжков ушло на то, чтоб хорошо «настроить» вираж, который у Ментора оказался на диво неплох, но не так прост, как ожидалось. А позже я с огромным удивлением понял, что парю! Парю при несильном для Коломенского ветре, причём практически без обычных для этого места расколбасов. Раскусить Ментор с первого полёта, возможно, получится не у каждого пилота — но ежели не пожалеть сил и времени на вникание в нрав этого крыла, то Ментор способен приятно удивить.

Вникания в основном востребовал «менторский» вираж. Ментор управляется чрезвычайно любопытно — приблизительно как крылья классом повыше. Ключ к успеху — умение применять случаем возникающие забросы скорости и тангажа. Полезные движения крыла необходимо усиливать, неполезным — противостоять. И когда Ментор, в конце концов, выдаст собственный 1-ый верно исполненный вираж — воспоминание будет мощным. Поймав подходящий ритм движений, можно вынудить Ментор вертеться чрезвычайно компактно, быстро, но фактически без утраты высоты! Для «интермедиата» это уникальность. Но повторюсь, что скушать вишенку с этого тортика получится наверное не с первой пробы. При балансировочной скорости Ментора всё происходит довольно быстро, времени на ленивое помахивание руками этот аппарат не даст. Ментор любит недлинные, скорые, четкие движения корпуса и клевант. А к пилотированию в стиле «зажа-а-а-али — де-е-е-ержим — отпу-у-у-ускаем» этот аппарат относится со размеренным снисхождением. То-есть, естественно, Ментор выполнит все команды пилота, но о остроте и точности реакций в таком случае придётся запамятовать.

Чуток позднее, с началом весенней термичности, я открыл для себя 2-ой вираж Ментора. Он много проще в выполнении, но не так увлекателен в аспектах отклика крыла. Довольно набраться наглости, от души загрузить одну сторону подвески, смело отдать процентов 40-50 клеванты с той же стороны и придержать клевантой внешюю консоль — и Ментор отрадно валится в плотную, чёткую, стабильную термическую спираль. Держит он её просто на непревзойденно, практически не требуя подруливания. Но таковая спираль становится оправданной лишь в довольно мощных, пусть и узких, термиках — возможно, конкретно под такие потоки в основном и «затачивали» аппарат отцы-основатели. Вираж номер два приметно скучнее хитрецкого виража номер один — зато никаких сложностей и тонкостей! Самое оно для добропорядочного австрийского бюргера, который решил прошвырнуться км на энцать по родному ущелью в перерыве меж лагером, йодлями и иными штруделями с оксеншваннзуппе.

Смена направления и радиуса вращения не вызывает никаких заморочек. Энергоёмкость Ментора не так велика, чтоб мешать перецентровке, а манёвренности хватает с лихвой.

Летучесть. Вишенку с тортика мы уже съели — пора, в конце концов, переходить фактически к тортику ;) Летучесть Ментора — 2-ая причина ощутить себя участником красиво выполненного фокуса. Качество Ментора сначала не кидается в глаза — и лишь разменяв десяток-другой км маршрута, начинаешь замечать, что летится как-то подозрительно отлично. Переходя с балансировочной скорости на первую ступень акселератора, начинаешь удивляться и радоваться ещё больше. Не секрет, что у «интермедиатов» акселератор почаще всего изготовлен «чтобы был». Время от времени «интермедиаты» даже способны выдавать на акселераторе скорости за 50 км/ч — но качество при всем этом падает так, что получившийся режим полёта подходящ разве что для скорого удирания от всяких погодных бяк в направлении «вперёд-вниз». Но не таков Ментор! Пожалуй, на моей памяти это 1-ый «интермедиат», поляра которого дозволяет активно и даже нагло воспользоваться приблизительно 50% хода акселератора, не боясь при всем этом быстро оказаться на земле. Качество, естественно, падает — но несильно. Мне довелось пользоваться данной индивидуальностью подопытного на полную катушку, выходя из безлюдных полей против достаточно ощутимого встречно-бокового ветра. Садиться в пустой местности ой как не хотелось, а очередной термический набор удул меня от трассы км на 10. И ничего — встаём на акселератор, и через каких-либо 20 минут трасса опять под ногами! Да и высоты ещё осталось полностью прилично. Короче говоря, по качесту на скоростях от балансировочной до 45-47 км/ч Ментор, непременно, один из фаворитов собственного класса.

Вообщем, чудес на свете не бывает — и 2-ая ступень акселератора принуждает Ментор бодро лететь вниз. Но и на этом режиме Ментор способен приятно повеселить — наибольшая скорость внушительно зашкаливает за 50 км/ч. Независящие французские тестеры смогли выжать из Ментора аж целых 55 км/ч — у меня вышло гораздо меньше, кое-где 52-54, но всё равно итог очень достойный.

Малая скорость понижения тоже не разочаровала, быстрее напротив. Цифру не назову, но парит Ментор чрезвычайно отлично. А в критериях узеньких слабеньких потоков можно «включить» хитрецкий вираж номер один — и тогда соперников Ментору фактически не находится. Ну разве что Windtech Zephyr?..

Динамика и энергоёмкость, как ни умопомрачительно, на среднем для «интермедиатов» уровне. Никаких чудес. Естественно, Ментор полностью способен переводить скорость в высоту и обратно, но это происходит мягко и ненавязчиво, совсем не мешая центровать потоки. Ежели раскрутить Ментор в крутой спирали и резко её окончить — естественно, аппарат выпрыгнет ввысь, но ничего ужасного не случится. Винговеры — приятные, в меру энергичные, опять-таки без чудес. Грубое пилотирование, как это и положено в классе «интермедиат», прощается аппаратом просто и даже снисходительно. И лишь поблизости склона Ментор оказывается для собственного потенциального обладателя не очень прост из-за высочайшей балансировочной скорости, которая не даёт времени на поразмыслить и принуждает пилотировать в резвом темпе.

Стоит уделить особое внимвание уюту Ментора в болтанку. В целом аппарат полностью размеренный и задемпфированный — но время от времени способен и удивить каким-либо массивным и скорым движением. Расслабляться на Менторе я бы не стал — естественно, это «интермедиат», но очень серьёзный «интермедиат». Подозреваю, что в первых макетах Ментор имел достаточно крутой норов, которой позже, в процессе доводки, был свирепо укрощён — но всё-таки время от времени способен проявиться. В сложных и длинноватых маршрутных полётах главные силы пилота будут, вообщем, тратиться на пилотирование, а не на борьбу с болтанкой, ибо Ментор — довольно узкий и проницательный инструмент. При полёте на акселераторе комфортность ожидаемо миниатюризируется. Пробовал даже крутить потоки на чуток выжатом акселераторе — манёвренность и динамичность ожидаемо растут, но и глубоко запрятанный нором Ментора начинает проявлять себя в полную силю, делая полёт не в особенности удобным. Состояние передней кромки на наибольшей скорости восторга не внушает — верхняя кромка заборников приметно промята, и видно, что запас до сложения довольно невелик. Но уж лучше так, чем получить неожиданное сложение. Кстати говоря, «боевых» сложений на Менторе получить за пару часов весенних полётов так и не удалось — даже помятая акселератором, передняя кромка сохраняет неплохой запас стойкости к сложениям.

Высадка Ментора не вызывает ни мельчайших приреканий. Всё просто, всё по классике. Нет излишка динамики, который мог бы осложнить заход — и в то же время эффективности клевант с лихвой хватает и на финальное подруливание, и на гашение немаленькой скорости подопытного.

Небезопасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Без заморочек. Классика! Ощущается, что аппарат доводили долго и упрямо. Огромного труда сложить аппарат не составляет, A-ряды нагружены равномерно. При сложении 60-70% размаха Mentor плавненько, но энергично уходит в косой клевок градусов на 45 и, выдержав чуть заметную паузу для разгона, начинает плавненько и равномерно раскрываться. Поведение аппарата на режиме очень предсказуемое и не испугает даже не шибко опытнейшего пилота. Угол доворота в процессе выхода, вообщем, достаточно велик — очевидно больше 90 градусов, может доходить градусов до 120. Но при таковой плавности выхода это полностью допустимо. Оценка — 5 с минусом.

Режимы скорого спуска

Крутая спираль

Оценку поставить трудно. По эффективности в качестве способа скорого спуска — твёрдая пятёрка. Mentor разгоняется с умопомрачительной для «интермедиата» лёгкостью, и уже опосля первого витка просто можно получить понижение в районе -12...-14. И уже на данной скорости начинаются опасные намёки на спиральную нейтральность. Уходить за -14 на Менторе огромного желания у меня не было — жёсткие рамки DHV и CEN не предугадывают огромных скоростей, а динамичность Ментора в спирали такая, что обычный обладатель этого аппарата и сам вряд ли захотит выходить за эти пределы. Выход несколько растянутый. При форсировании выхода происходит мощнейший заброс, а прямо за ним — клевок, который быть может впечатляющим по амплитуде, но до сложения таковым варварским способом мне довести Ментор всё же не удалось.

Выводы

Непременно, Ментор — один из фаворитов мирового рынка в классе «интермедиат». Впечатляющая для «интермедиата» способность идти с неплохим качеством на 50% хода акселератора, высочайшие скорости, хорошая манёвренность... Но лидерство имеет свою стоимость. Аппарат просит внимательного, грамотного пилотирования. Это не «рабочая лошадь» для ленивых выпускников лётных школ — но довольно совершенный, проницательный и узкий в реакциях аппарат, который сполна раскроет собственный потенциал лишь в руках вдумчивого, зрелого пилота. Невдумчивый и незрелый не будет иметь с Ментором заморочек, но просто не сумеет применять аппарат на всю катушку. В конце концов, время от времени появляющиеся резкие движения по тангажу и быстрота полёта требуют неплохой реакции и здорового автоматизма в пилотировании. Идеальнее всего Ментор подойдёт опытным пилотам, которые уже всего достигли и летают ради наслаждения. Вообщем, не наименее неплох он будет и в руках юных принципиальных компетиторов, которые ещё не доросли до аппаратов класса «перформанс», но желают обучаться и совершенствоваться. В целом Ментор показался мне оптимизированным под горы, под сильную погоду — хотя он наиболее чем достойно способен показать себя и на равнине. Малый потребный налёт оцениваю часов в 30-40.

Плюсы
  • Высочайшая балансировочная скорость
  • Великолепное качество на скоростях от балансировочной до 45-47 км/ч
  • Высочайшая наибольшая скорость
  • Хорошая «парючесть», маленькое малое понижение
Минусы
  • Не найдено
Индивидуальности
  • Вираж может востребовать привыкания
Полезные ссылки
  • Информация о куполе на веб-сайте производителя
  • Информация о куполе на веб-сайте дилера
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив vector-pg.ru выражает глубокую признательность Александру Тронину за предоставление параплана на испытания






Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector