О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





Запаска либо Как делать прекрасно.

Короткая предыстория: жили-были не тужили, итак вот на тебе, возникла мысль - как бы так сделать, чтобы в полете был спасательный парашют, "запаска" другими словами. Мысль приглянулась - в итоге через некоторое время стало ясно, что нужно делать так и вот так и лучше никак по другому. Возражений не поступало - сказано-сделано. В качестве макета была взята ПЗ-81 - обычная парашютная запаска. Приглянулась она тем, что отлично умеет срабатывать в самых нештатных ситуациях - попадание в купол, отказ отцепки основного купола и прочее. Ввиду того что перечисленные выше ситуации характерны для парапланерного спорта, то полностью естественным является внедрение ПЗ-81 как базисной модели при разработки парапланерной запаски. В итоге на свет возникла ДЕЛЬТАВИДНАЯ ЗАПАСКА для параплана. При пробных испытаниях с манекеном поразила радом характеристик:

  • скорость заполнения (меньше секунды от принятия решения до полного заполнения купола),
  • миниатюрность (длина строп порядка 3 метров),
  • вес - 1.5 кг с контейнером.

САМОЕ Основное - ОНА ЛЕТИТ !!! При этом очень резво - при качестве ~1 получаем вертикальную скорость понижения и скорость по горизонту около 6 м/с. Но здесь возникает вопросец - как же основной купол? Очевидно, его нужно будет сразу загасить, в неприятном случае получим "зеркало" - купол параплана и купол запаски будут тормозить не Ваш вес, а друг дружку. Ежели в красках, то картина таковая - у вас перед носом заборниками вниз на уровне горизонта свистит вниз основной купол, а у вас за спиной - запаска (тоже вниз).

Потому логичным было решение испытать запаску в настоящей ситуации - когда пилот сам кидает запаску и позже глядит как все происходит. Переходим к фактически истории - как все это происходило.

Купол - "HUNTER-30", запаска расположена в контейнере на спине, стропы проведены через плечевые ремни и закреплены за Главные карабины. Закрепили за главные, потому что было предположение, что при обычном закреплении за плечевые узлы при раскрытии и развале системы купол-запаска в "колокол" пилоту будет тяжело достать до В-рядов, чтоб загасить купол.

Тесты происходили на равнине, с внедрением пассивной лебедки. Итак, затягивают меня на 700 с хвостиком метров высоты, после этого отцепляюсь и отлетаю в сторону, подальше от тросика с парашютиком. Протягиваю руку к ручке и запаски и пробую вынуть запаску - ЗАРАЗА, не выходит, ...... !!! Пришлось расковырять конверт и расчековать шпильку пальчиками, удерживая ручку контейнера. Пока возился со шпилькой люд поразмыслил, что я передумал и тесты не будет. Вот тут-то и началось. Расчековал я шпильку и вот, лечу на 700 метрах, в правой руке запаска - ПОЕХАЛИ !!!

Для того чтоб отшвырнуть запаску подальше назад делаю замах вперед и в этот момент запаска раскрывается практически у меня на груди и вся эта масса строп, капрона и остального одномоментно улетает за мое левое плече. В итоге стропы раскрывшейся запаски делают полный оборот вокруг моего тела (через левое плече под правую руку и снова за левое плече). Запаска тянет будь здоров и я крутнулся вокруг строп чертик на нитке - люд на машине затяжки отлично лицезрел как мои ноги были существенно выше моей каски. Операторы на лебедке (эти два человека были поближе всего) позже мне говорили, что они еще много раз поразмыслят перед тем как кидать запаску. Ну да хорошо, запаска за спиной, купол потихоньку заваливается вперед - все идет по расписанию. От момента когда я вытащил контейнер прошло менее 2 секунд. Протягиваю руки и вытягиваю на себя В-ряды, купол здесь же преобразуется в нечто непонятное и перемещается за спину (запаска-то летит вперед) - основой купол и запаска поменялись местами. Так, ну и что там у нас? Основной купол волочится сзаду, умопомрачительно маленькая запаска, не по привычке близко находиться над головой. Вот лишь купол, хоть и погашенный, все равно тормозит, потому запаска идет с легким пикированием, что-то схожее на зеркало, лишь у купола за спиной не хватает силенок завалить запаску - она не такие купола делала. Здесь в голову приходят воспоминания о том, что основной нужно бы подтащить к себе и было бы недурно смотать его в клубочек. Перехватываемся поудобнее и начинаем тащить основной купол наматывая В-стропы. Не знаю в чем была ошибка, но в итоге стропы почему-либо начали скользить в ладонях - чувства, как будто пилят раскаленным скальпелем сходу в пары местах. Быстрее от нежданности, чем от боли отпускаю стропы. Основной купол вспоминает, что он тоже умеет летать, проносится над головой и обычно глядит заборниками в землю, запаска проваливается за спину. .............!!! Снова тянем ручки к стропам и затягиваем, в итоге (как позже оказалось) в правой руке оказались стропы В-ряда, а в левой - А-ряд. Купол получив, таковым образом пинок под зад, заместо того, чтоб расслабленно погаснуть - ускоряется и, вращаясь вокруг собственной оси, начинает летать вокруг меня. На земле люд лицезрел последующее - волочащийся купол нежданно наполняется, улетает вперед, разваливает систему запаска-пилот-купол в колокол и после чего начинает с бешенной скоростью наматывать круги по горизонту. Высота убывала - 350-300-250. Пилот с превосходным набором из стропочек и тряпочек плавненько приближается к полосы горизонта. Стропочки ревут под потоком, тряпочки готовы треснуть от перегрузки - никто не скучает, все при деле. Ну да хорошо, пошалили и хватит - отпускаем стропы и перехватываемся по правильному. Купол сминается, улетает за спину, запаска над головой. Высота - 150-100. Одна лишь незадача - погода ветреная, и иду я строго по ветру (ветер порядка 7 м/с). Собственная скорость 6 метров по вертикали и горизонту. Земля приближается достаточно быстро. Неплохой удар, кувырок через плече - незначительно протащило. Все. На земле. Вот лишь встать тяжело - запаска исправно продолжает делать свою роль и гаснуть не собирается не при каких критериях (позднее выяснилось, что погасить ее за стропы фактически нереально). Лишь пытаешься приподняться - запаска здесь же валит обратно. Смог встать лишь опосля, того как отсоединил запаску. Вот как бы и все.

Примечание N1: позднее, от крепления запаски за главные карабины отказались - хватило просмотра по видео 1-го настоящего "боевого" внедрения запаски в случае мощной авторотации опосля галстука с высоты порядка 150-200 метров. У пилота хватило время лишь на оценку ситуации и бросок запаски. Запаска при раскрытии автоматом принудила пилота принять вертикальное положение и встретить землю ногами. В случае крепления запаски за главные карабины пилоту пришлось бы самому вылезать из подвески, в неприятном случае землю он бы встретил "пятой" точкой, что очень наращивает шанс что-нибудь себе сломать-помять.

Примечание N2: в настоящее время ведется работа по изготовлению парапланерной подвески с возможностью отцепки основного купола совместно с акселератором – очень много помех со стороны основного купола.

Желаю всем безопасных полетов.

Спортсмен 2-го разряда Больнов Алексей.

P.S. Ежели где и приврал, то менее чем на порядок - издавна было дело, много забылось.




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector