О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости





Клаус Иршик, тест-пилот

КАК ПОНИМАТЬ СЕРТИФИКАЦИЮ ДХВ (DHV)

«Fly and glide», №10, 2005. Переводчик А.Мартынов

Протоколы испытаний нашей вышестоящей
организации DHV написаны их своим языком.
И лишь тот, кто может читать меж строк, может
верно воспринять сокрытую там информацию.

Чтоб осознать нрав крыла, вы сможете на нем полетать. Либо поглядеть протокол испытаний в DHV. Правда, Для второго варианта вам необходимо некое познание языка испытателей. Собака здесь нередко бывает зарыта в деталях…

Мы изучили пункт за пт протокол испытаний эталона, чтоб показать то, что находится меж строк. Начнем с важного – деления крыльев на классы.

Как понятно, есть 5 классов крыльев: от «1» - крыльев, прощающих ошибки пилота в самом широком спектре, до «3» - крыльев, чрезвычайно требовательных. Для отнесения крыла к классу определяющей является худшая из отдельных оценок. К примеру: крыло имеет в основном оценки 1-2, но при сложениях имеет оценку 2-3. За счет этого оно попадает в класс 2-3.

Но: класс крыла не имеет никакого дела к его качеству. Опыт указывает, что уже крылья 1-2, так именуемые крылья спортивного класса, разрешают делать маршруты выше 100 км!

Разница в «летучести» де факто проявляется лишь при полетах на акселераторе. Тут соревновательные крылья превосходят «1-2».

Поведение на старте

Чтоб оценивать верно избранную колонку протокола, сначала определите ваш стартовый вес. Вы находитесь поближе к верхней границе весовой вилки? Тогда читайте правую колонку. Ежели поближе к нижней границе – левую.

Сейчас к вопросцу поведения на старте. Радостно знать, что здесь доминируют конкретные выражения без огромного разбега в интерпретациях. Диапазон выражений распространяется от «равномерное скорое наполнение» с оценкой «1» до «замедленное асимметричное наполнение» с оценкой «3». Ежели ваше крыло надежно выходит при боковом ветре либо в штиль так же, как и на плоском склоне, но слегка замедленно – такие крылья получают «2» либо ужаснее.

Ежели вы не так быстроноги, вам необходимо проследить за тем, чтоб скорость отрыва вашего крыла имела оценку как минимум «средняя», другими словами наименее 30 км/час.

Поведение в полете

Чтоб протестировать «прямолинейный полет» пилот летит на скорости с нулевым торможением. Исследуется, как крыло реагирует на турбулентности. При помощи боковых раскачек купола и клевков искусственно имитируются нестабильные условия полета. Итог отображается в протоколе в виде записи «демпфирование колебаний». Ежели крыло быстро успокаивается само, оно получает оценку «хорошо». Ежели до успокоения колебаний и самостоятельного выхода крыла в прямолинейный полет проходит много времени, крыло получает оценку 2 либо ужаснее. У «единичек» могут возникунуть аспекты: тест-пилот может оценить гашение колебаний как «хорошее» и «среднее». И в обоих вариантах это категория 1! Примечание: ежели вы ищете «подвижное» крыло – то в протоколе обязано стоять «среднее».

Графа «управляемость в виражах» ( Kurvenhandling) дает информацию о управляемости. Либо, по другому говоря, как аппарат ведет себя в повороте. Огромную роль тут играет ход клевант и усилие на клевантах при увеличении управляющего действия. Принципиальным является последующее: большой ход клевант и явное повышение усилия на клевантах – это сохранность. Но возникает обратная неувязка: в большинстве случаев - утрата управляемости. Волшебство в виде крыла с легким управлением и длинноватым ходом клевант в парапланерном спорте еще не сотворено.

Скорость

Жгучая тема! Потому что измерения являются спорными, а некие изготовители употребляли ранее значения скорости для сотворения маркетинговых иллюзий, сейчас характеристики наибольшей скорости не публикуются. Тем более, тест-пилоты чрезвычайно отлично измеряют минимальную и наивысшую скорости. Крыло, которое летит наименее 30 км/ч вообщем не полчает ДХВ-сертификата. Разница значений меж малой и крейсерской скоростью ( Trimmspeed) обязана составлять по наименьшей мере 10 км/ч, в неприятном случае крыло также не сертифицируется. Основное правило: чем больше эта разница скоростей, тем лучше. Чтоб получить малое значение, тест-пилот медлительно и умеренно затягивает клеванты до режима парашютирования. Вообщем, в современных крыльях трудности «стабильного парашютирования» не существует.

В протоколе испытаний этот пункт отображается в разделе «симметричное затягивание клевант». Тут имеются подпункты «граница парашютирования», «граница полного срыва» и «увеличение усилия на клевантах». Измеряются они в сантиметрах. Для «единичек» длина хода до парашютирования обязана составлять более 75 см. Ежели она наименее 60 см, то оценка 2 либо ужаснее. Другими словами, ежели крыло имеет категорию 1, то вы должны быть убеждены, что при отпускании клевант оно выйдет из режима парашютирования автоматом. Ежели это происходит с задержкой, то оно получает оценку 1-2. Присваивается ли оценка 2 либо 2-3? Внимание! Парашютирование!

Резюме: ежели граничные режимы достигаются «поздно», а повышение усилия на клевантах высочайшее, то это значит надежное поведение крыла. «Раннее» достижение граничных режимов и «меньшее» усилие на клевантах – означает, крыло требовательное.

Экстремальные режимы

Примечательно, что самые нехорошие оценки чрезвычайно нередко выставляются в режимах сложений. Сложение консолей – это причина несчастных случаев №1! Разглядим их подробнее.

Сначала разглядим пункт «Асимметричное сложение». Для его выполнения пилоты затягивают вниз вольные концы, чтоб получить 75%-ную асимметрию. Сейчас, оценивается поведение крыла без вмешательства пилота. Основными индикаторами являются:

  • угол разворота,
  • скорость вращения и
  • свойства раскрытия.

Углы определяются однозначно: наименее 90 - оценка «1». Для 1-2 угол не должен превосходить 180 . Но, опять-таки, добавляется угол клевка и заброса назад. При «малой» скорости вращения и углах, наименее 45 крыло спортивного класса может доворачиваться даже на 360 . И напротив, крупная скорость вращения при довороте всего 180 уже дает оценку 2-3!

Проще говоря: подчеркнуто «доброжелательное» поведение характеризуется мало возможными углами, малой скоростью вращения, также самостоятельными стабилизацией и раскрытием. «Средняя» скорость вращения и крупная утрата высоты расцениваются как небезопасные. Это крыло для вправду опытнейших пилотов!

В пт «Сложения и контрмеры» оцениваются нужные реакции пилота. В принципе бывает довольно изредка, что поведение крыла при асимметрии оценивается отлично, а поведение при сложении с контрмерами пилота – плохо. То же в основном относится и к фронтальному сложению. Таковым образом, асимметричное сложение может служить основным показателем сохранности крыла.

Реакции крыла в ускоренном состоянии (последующее пункты в протоколе) в 90% случаев являются наиболее резкими, чем без ускорения. Но обычные пилоты в обще случае акселератором не достаточно и поэтому им не следует переоценивать нехорошие оценки в этом пт.

Стремительный спуск

Идет речь о маневрах «сложение ушей», «В-свал» и «глубокая спираль». «Вход неплохой, Выход самостоятельный, быстрый» - это обычная черта для крыльев 1 и 1-2. Иными словами, нет ни 1-го крыла 1 либо 1-2, которые бы при сложении ушей создавали нам трудности.

Но в классах 2 либо 2-3 крыло может попасть в режим долгого парашютирования, что дает оценку 2-3. Дальше есть крылья, у каких в аннотации по эксплуатации указывается, что В-свал для их запрещен. Ежели В-свал крыла оценивается «1», это упрощает работу пилота. «1» обязует крыло даже при некорректных действиях пилота выходить в режим прямолинейного полета. Задержка с выходом переводит крыло в разряд 1-2. Режим долгого парашютирования может привести к отказу в сертификации крыла.

Глубочайшая спираль тестируется до скорости понижения 14 м/с. Оцениваемые характеристики: вход, тенденция к штопору ( Trudeln), выход. Ежели вход возможен лишь за счет соответственного раскачивания, то оценка будет «средний». Но большая часть современных крыльев имеют оценку «простой», что соответствует 1. Склонен ли аппарат в фазе понижения к штопору ( Trudeln). Это может произойти просто при очень сильном затягивании клеванты. Это вероятный нокаутирующий аспект! Отсутствие тенденции к штопору либо малая тенденция могут быть оценены как «1».

Выход – это тоже напряженный момент. Вплоть до категории «2» крыло не обязано иметь стабильной спирали . А «единички» при выходе могут оставаться в спирали еще половину круга. Все, что больше – относится к оценке «2».

Приземление

Это заключительный пункт протокола. На теоретическом уровне возможны оценки от «1» («простое») до «3» («требующее внимания»). Случаи, когда крыло получает нехорошую оценку в ближайшее время не наблюдаются.

В качестве примера приведен протокол для APCO SALSA M

Обладатель сертификата -

Apco Aviation Ltd

 

Изготовитель -

Apco Aviation Ltd

 

Классификация

1-2 GH

 

Полеты на лебедке

Да

(Примеч.: тут стоит лишь «да» либо «нет»)

К-во мест мин/макс

1/1

 

Акселератор?

Да

 

Триммера?

Нет

 

Поведение при:
(Примечание: проверьте, ваш вес поближе к мин.либо макс.знач.)

мин.полетн.вес = 80 кг

макс.полетн.вес = 105 кг

Старт
(Примечание: Как быстро выходит крыло? «Средняя скорость подъема значит до 30 км/ч. Это еще комфортабельно.)

1-2

1-2

Заполнение

умеренно, сходу

умеренно, сходу

Выход

выходит сходу над пилотом

выходит сходу над пилотом

Скорость выхода

средняя

средняя

Поведение при старте

среднее

среднее

Прямолинейный полет
(Примечание: Это поведение в полете.)

1

1

Демпфирование клевка

скорое

скорое

Поведение в повороте
(Примечание: Это поведение в полете. Принципиальна «поворачиваемость»,реакция крыла на управление)

1-2

1-2

Тенденция к штопору

малая

малая

Ход клевант

средний

средний

«Поворачиваемость»

средняя

средняя

Симметричое затягивание клевант

1-2

1-2

Граница парашютирования

среднее, 60- 75 см

среднее, 60- 75 см

Граница задн.свала

среднее, 65- 80 см

среднее, 65- 80 см

Рост усилия на клевантах

мощный

мощный

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ: принципиальный раздел, влияющий на сохранность. В особенности - асимметрия

Фронтальное сложение

1-2

1-2

Ускорение клевка

маленькое

маленькое

Поведение при раскрытии

Самост. замедлен.

Самост. замедлен.

Асимметричное сложение

1-2

1-2

Доворот

90-180 град

90-180 град

Доворот всего

90-180 град

90-180 град

Скорость вращения

средняя

средняя

Макс угол клевка либо заброса

наименее 45 град

наименее 45 град

Утрата высоты

средняя

средняя

Стабилизация

самостоят.

Самостоят.

Поведение при раскрытии

самостоятельное, замедленное

самостоятельное, замедленное

Асимметричное сложение с реакцией пилота

1-2

1-2

Стабилизация

обычная, противоположной клевантой

обычная, противоположной клевантой

Ход клевант

средний

средний

Рост усилия на клевантах

средний

средний

Контрвращение

просто, без тенденции к срыву потока

просто, без тенденции к срыву потока

Поведение при раскрытии

самостоятельное, замедленное

самостоятельное, замедленное

Задний свал, симметричный выход

1-2

1-2

Штопор из крейсерской скорости

1-2

1-2

Штопор из статической спирали

1

1

Стремительный СПУСК. Принципиально, ежели крыло просит малого роли пилота для выхода

Глубочайшая спираль

1-2

1-2

Вход

средний

средний

Тенденция к штопору

малая

малая

Выход

доворот наименее 180 градусов

доворот наименее 180 градусов

Скор понижения опосля 720 , м/с

6

7

В-свал

1-2

1-2

Вход

обычный

обычный

Выход

с задержкой наименее 4 секунд

с задержкой наименее 4 секунд

Сложение ушей

1

1

Вход

легкий

легкий

Выход

самостоятельный, стремительный

самостоятельный, стремительный

Приземление

1-2

1

Поведение при высадке

среднее

обычное

ПОВЕДЕНИЕ С АКСЕЛЕРАТОРОМ. Раздел для тех, кто летает маршруты и участвует в соревнованиях. Обыденным пилотам не настолько важен

Фронтальное сложение (акселератор)

1-2

1-2

Ускорение клевка

маленькое

маленькое

Поведение при раскрытии

самост. замедлен

самост. замедлен

Асимметричное сложение (Аксель)

1-2

1-2

Доворот

90-180 град

90-180 град

Доворот всего

90-180 град

90-180 град

Скорость вращения

средняя с замедлением

средняя с замедлением

Макс угол клевка либо заброса

наименее 45 град

наименее 45 град

Утрата высоты

средняя

средняя

Стабилизация

самостоят.

самостоят.

Поведение при раскрытии

самостоятельное, замедленное

самостоятельное, замедленное

Сложение ушей (Аксель)

1

1

Вход

легкий

легкий

Выход

самостоятельный, стремительный

самостоятельный, стремительный

Ограничения по сохранности полета

нет

нет




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector