О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Высокий полет начинается на старте, поэтому не нужно объяснять, как принципиально выбрать верный момент, когда покинуть склон. Давайте посмотрим, чем нужно управляться, чтобы в итоге правильно принять это принципиальное решение.

Сначала возьмите в привычку смотреть за ветроуказателем, начиная с того момента, как вы прибыли на склон и в течение всей подготовки к полету. Нередко даже этого достаточно, чтобы составить себе воспоминание о погоде. Либо это незапятнанный динамик, либо усиленный прохождением пузырей, их частотность, их величина, продолжительность и т. д.

В 

Нежели другие купола уже без заморочек держатся над стартом, тогда вопрос о выборе "часа Х" вообще не встает - вы быстро раскидываете купол, спеша к ним присоединиться. И напротив, нежели термическая активность только начинается или нерегулярна, как, например, после долгого прохождения туч, и редкие птицы что-то обрабатывают, время, от времени взмахивая крыльями, законно усомниться, потому что среди птиц чрезвычайно время от времени встречаются плохие пилоты. В этом случае, нежели на старте находятся и другие пилоты, самый обыденный способ узнать, есть ли у склона помпа и будет ли она держать - это не стартовать первым. Несколько подловатый подход, скажете вы? Никак нет: стратегия - ни больше, ни меньше! И к тому же форма учебы. Вообще-то, первым стартует тот, у кого нет времени ждать, или которому все равно, будет его держать или нет, или тот, кто считает: раз вчера в это время держало, так куда ж оно на данный момент денется. Или, в конце концов, тот, кто вычислил, что все косвенные признаки указывают на то, что восходящие потоки есть. Вот это последнее и называется автономией. И приобретается эта автономия не стартуя, сломя голову, а работая головой, переваривая в ней не только свой опыт, ну и теорию, и опыт других пилотов. Иными словами цель выжидания состоит не только в том, чтобы использовать других, как собравшаяся в путешествие блоха в ожидании попутной собаки, а в том, чтобы осмотреть, правильно ли вы оценили условия, пока вы еще не убеждены в верности собственных суждений. Но, и привыкать к этому не стоит: заставьте себя время от времени стартовать первым, чтобы научиться самому оценивать условия, беря во внимание время дня, облака, птиц, метеопрогноз и т. д. Знайте, что даже опытный пилот может провалиться вниз, потому что в аэрологии никогда и ни в чем нельзя быть уверенным на 100%. Даже местный термик может не показаться, несмотря на многообещающий прогноз. В любом случае, провалиться в итоге без помощи остальных принятого решения еще полезней и почетней, чем каждый раз цепляться кому-нибудь за хвост. Наиболее принципиально выбрать тот конкретный момент, когда вы начнете поднимать купол. Начинать мыслить о сохранности нужно еще на склоне, так как ясно, что это самое принципиальное. Даже, нежели нужно, как вы в дальнейшем увидите, добровольно пропустить прохождение термика.

И, в конце концов, удачно выбрав момент для старта, мы летим! И какой бы ни был у нас купол, мы все равно летим вниз, теряя от 60 до 90 м в минуту. Мы знаем, что нежели не встретим по дороге спасительную помпу, наш вероятный двухчасовой полет перевоплотится в обыденный баллистический. В индивидуальности при небольшом перепаде высот. Чтобы как можно лучше приготовиться к этому последнему шагу подготовки перед полетом, самые принципиальные аэрологические индикаторы находятся прямо перед вами. Да да! На сегодняшний день пока не придумали ничего проще и эффективнее, чем обыденный колдун - ветроуказатель. Еще лучше, когда он обеспечен ленточками, которые еще чувствительнее ко всем изменениям, включая легкие порывчики в спину, например. А наблюдение над куполами, пытающимися набрать высоту, либо удержаться над стартом, тоже непревзойденно помогают. Кстати сказать, очень полезно установить и 2-ой колдун - сзаду зоны старта. Это время от времени очень помогает узреть на старте ротор, либо порывы в спину или поперек склона, вызванные пузырями, сформированными сзаду зоны старта.

Давайте рассмотрим различные ситуации, начиная с самых классических:

Бриз уже достаточно окреп, чтобы поддерживать, как минимум на высоте старта, что позволяет пилоту ожидать пузырь, находясь в воздухе. Колдун непревзойденно заполнен и слегка покачивается при прохождении термика. В этом случае стартуют, когда поток - равномерный. И вправду: нужно быть идиотом, чтобы усложнять себе жизнь, стартуя в самый разгар прохождения пузыря, когда над склоном и так гарантировано держит.

В следующих примерах рассмотрим ситуацию в безветрие, либо при слабом ветре в склон. Нежели дежурного термика не существует, становится вдвойне интересно смотреть за колдуном и ленточками, чтобы приблизительно отыскать частоту прохождения термиков. Непосредственно это называется цикличностью, циклом, т. е. временем, необходимым для формирования нового пузыря, отрыва его от земли и прохождения через старт. Есть склоны, на которых, при постоянной освещенности, по времени прохождения термиков хоть часы сверяй! Чтобы это понять, достаточно не попасть в цикл, сесть внизу, и смотреть, как другой аппарат, стартовавший на две минуты позже, обрабатывает неизменные +3 м/с. В индивидуальности остро эта неувязка стоит в соревнованиях, где спортсмен отчаянно боится провалиться вниз на первых же минутах полета.

В первом примере ветер, сильно дующий в лицо, (а время от времени, на крутом склоне, и фактически вертикально) указывает прохождение термика перед стартом, который чисто опирается на рельеф. Колдун стоит вертикально. Нежели термики проходят достаточно часто, а перепад высот довольно весомый, то, руководствуясь скорее соображениями сохранности, нежели техники, предпочтительно стартовать слету по окончании цикла, чтобы расслабленно оказаться в воздухе, отойти от склона и подождать следующего цикла. Для этого, опять таки, необходимо заранее понаблюдать и составить воспоминание о цикличности термиков. Нежели же термики проходят время от времени, или малый перепад высот не позволяет их игнорировать, или и то и другое, тогда лучше стартовать, завидя самые 1-ые признаки надвигающегося термика. При всем этом нужно отдавать себе отчет в том, что вы входите в столб восходящего воздуха в самый момент вашего старта. Начинающим - возбраняется! Потому что, нежели на высоте вход в термик, традиционно, проходит без заморочек при наличии некоторого опыта, то на старте все еще сложнее из-за близости рельефа. Купол при всем этом может сильно закинуть назад. Нежели вы, не дай Бог, затянете при всем этом клеванты, вас ожидает либо сдув назад, либо просто задний свал. Нужно, во что б это ни стало, непревзойденно управлять куполом, чтобы избежать хоть какой раскачки и конфигурации траектории, исходя из вашей высоты над склоном. Я повторяю: это - сложные условия, годящиеся только для опытных пилотов.

Во 2-м случае ветроуказатель показывает безветрие, слабый ветер, или вообще ветер в спину на перегибе склона, а то и на всей стартовой площадке. Это как раз тот вариант, когда термик поднимается фактически вертикально над своей зоной отрыва, не испытывая ни мельчайшего желания облокотиться на склон, даже нежели он совсем рядом, а вы ждете аж целых 10 минут. Как следствие, зона нисходящих потоков, окружающих термик, вызывает всасывание окружающего воздуха с силой, соответствующей размеру этого термика. Вот отчего у разложенного на склоне купола время от времени заворачивается морда, хотя за 10 сек. до того ветра не было, или ветер был встречный. Когда же стартовать в этих аспектах? Исходя из того, что наша цель - зацепиться за термик, можно стартовать в фазу затишья, нежели перепад высот у горки весомый, зная, что у вас будет время зацепиться во время следующего цикла. Другое решение состоит в том, чтобы быть готовым стартовать, держа в руках свободные концы, достаточно, долго понаблюдав за ветроуказателем, чтобы узреть те признаки, после которых начинает потягивать ветер в спину: ленточки, листва деревьев и т. п. И стартовать в цикл, последующий за этими первыми знаками. Эта игра стоит свеч: нежели вы уяснили себе цикличность термиков, а стартовая площадка позволяет прервать взлет при появлении мелких колебаний.

Внимание: не стоит пробовать стартовать в ту фазу, когда ветер потягивает в спину, даже нежели он очень слабый: хотя бы потому, что за перегибом склона купол может сильно клюнуть вперед. А еще потому, что вход в термик может быть еще более резким, из-за большего угла меж траекторией восходящего потока и траекторией вашего купола. В этот момент нужно очень непревзойденно уяснить: высоты относительно земли никак не достаточно, чтобы стартовать в сохранности. Такой термик, стоящий перед рельефом, может даже перекрыть встречный ветер, который уже давно установился на склоне, установив обманчивый "затишок".

Тут могут быть 2 варианта: либо нисходняк достаточно далеко (и в этом случае можно поднимать купол, стартовать при слабом ветре, но в большей сохранности, нежели в прошедшем случае) пересечь нисходняк, уже достаточно отойдя от склона, чтобы в конце концов войти в термик. А может быть, нисходняк совсем рядом, но не рассчитывается из пределов стартовой площадки (колдун в этом случае неподвижен). Тогда пилот стартует в безветрие, без всяких заморочек, но тут же встречает резкий сдвиг ветра, попадая в нисходящую зону. И нежели в этот момент он не был очень собран, то может получить хорррошенькое складывание. Прямо над склоном. Ситуация тем более коварна, потому что на старте условия казались такими размеренными...

Поэтому, в случае мелких колебаний, расслабленно подождите, пока аэрология станет более ясной. Да, да! Как и банкноты, и паспорта, термические циклы тоже могут быть липовыми. Так молвят о прохождении более мелкого термика. Ленточки традиционно зашевелились, пилот стартует, поднимается на 10, даже на 50 м, а позже... возвращается на круги своя. А то и совершенно проваливается низ, нежели динамик у склона не позволяет расслабленно парить, ожидая следующего термика.

Естественно, больше всех стартовать не в тот цикл боятся спортсмены, которые даже различают начало, середину и конец цикла, в зависимости от продолжительности прохождения восходящего потока. Непосредственно поэтому некоторые пилоты ранее, чем стартовать, ждут, пока ленточки надежно установятся, тогда как другие срываются с места при первом их колыхании. Кто-то рискует всем, кому-то нужны гарантии. На соревнованиях, перед маршрутным полетом, а то и просто выбравшись на горку на пару часов, перспектива плюхнуться вниз зависти не вызывает. В этом случае лучше получить наибольшие гарантии, подождав 5 -10 секунд для подтверждения собственных эмоций, непревзойденно сознавая при всем этом, что ожидание выльется в потерянные метры высоты.

Плохой СТАРТ

Потому что вы уже битых два часа хронометрируете прохождение термиков, вы на данный момент совершенно убеждены, что вам удастся стартовать в хороший цикл. Тогда, до того как стартовать, стоит кинуть взгляд на небо. В индивидуальности, нежели оно усеяно приличного размера кумулусами, и нежели на их высоте есть метеоветер. Потому что, нежели такое скопление закроет солнце слету после вашего старта, конвекция может замедлиться очень быстро. А с ней и ваша скорость подъема, которая и совершенно может превратиться в скорость снижения. И напротив: после долговременной затененности не стартуйте с первыми лучами солнца, а терпеливо подождите, пока конвекция на 100 процентов установится.

Как ты выбираешь момент старта в термичку? Я задавал этот вопрос практически всем пилотам, и один ответил мне так: Когда я на 100 процентов собрался. Хотя не нехорошее психологическое состояние само по себе не гарантирует нахождение термика +4 м/с, мне очень понравился этот ответ. К тому же, докторы проводили измерение пульса среди пилотов как среднего, так и высокого уровня. Оказалось, что и у парашютистов, и у дельта-, и у парапланеристов самый высокий пульс наблюдался прямо перед прыжком или, в нашем случае, стартом. А не в какой-либо из последующих фаз. Это показывает, что эмоциональное напряжение достигает кульминации непосредственно в этот момент. Мораль: не нужно лишнего стресса. Горя нетерпением поскорее взлететь, можно примчаться на старт, вырвать аппарат из рюкзака, быстро разложить крыло, накинуть подвеску, позже: у-с-п-о-к-о-и-т-ь-с-я! Чтобы сделать предполет, расслабленно застегнуть последние пряжки, аккуратно взять в руки свободные концы, в последний раз внимательно оглядеть погодные условия, кинуть взгляд вокруг, а уже позже присоединиться к парящим собратьям. Спокойнeе, парапланерист, спокойнее! Не забывайте о том, что непревзойденно стартовать - значит непревзойденно начать полет, как в техническом, так и в моральном плане.

ВХОД В ТЕРМИК

Вход в восходящий поток может происходить по различному, и, несмотря на расхожее мировоззрение, зависит не только от скорости восходящего потока, но также и от его наклона по отношению к нашей траектории, и от типа встречи с ним. Иными словами: по центру, по центру в вираже, только кончиком крыла и т. п. И вправду, можно плавно перейти из -2 в +5, или получить хорошего пинка при переходе из -2 в +2. Мораль: в хоть какой ситуации единственно верным методом входа в термик будет тот, который избегает подскладывания крыла или какой-либо экстремальной конфигурации купола. С одной стороны из суждений сохранности, с другой - чтобы сохранить аэродинамическое качество. Потому что, нежели каждый встречный термик заставляет вас тратить по четыре секунды, чтобы привести в порядок все, что находится у вас над головой, вам придется запастись терпением, чтобы хоть раз в жизни коснуться туч. Аэрология шаг за шагом объясняет поведение профиля в течение данной фазы полета. И способы ограничения ненадобных последствий: среди других, неожиданный задний свал.

Но на практике все еще проще, и происходит еще быстрее, чем на бумаге. Вправду, в тот момент, когда крыло входит в вертикальный восходящий поток, т. е. практически перпендикулярно его траектории, угол атаки подскакивает до 90 градусов. И крыло, по идее, должно мгновенно уйти в задний свал. Но потому что эта переходная фаза очень кратковременна, даже очень резкий вход в термик нередко имеет чрезвычайно ограниченные и контролируемые последствия. Разумеется, при условии, что пилот не усугубит или не дозволит усугубить реакцию крыла. И, разумеется, не стоит всецело полагаться на чудесную стабильность нашей маятниковой системы, хотя мы и подвешены в 5 - восьми метрах ниже профиля.

Как и подавляющее крупная часть пилотов, я ни разу не попадал в настоящий свал при обыкновенном входе в термик, т. е. не держа руки ниже подвески, намотав клеванты на руки, не выдавливая до упора акселератор на отпущенных триммерах. Но это не мешает применять старый неплохой метод, который состоит в том, чтобы пилотировать точно, стремясь ограничить всякую реакцию, пытающуюся вынести нас из-под крыла и контролировать возвращение под крыло, иными словами раскачку по тангажу. Это, практически, и называется "удерживать купол". Вообще, при встрече с вертикальным восходящим потоком, первой с ней здоровается передняя кромка. Следовательно, восходящий воздух поднимет ее, изменит ее траекторию и уменьшит скорость относительно земли. При всем этом купол закидывает назад, что еще утежеляется пилотом, который по инерции вылетает вперед из-под купола. Позже сила притяжения немедленно заявляет свои права на пилота, после чего купол снова возникает у него над головой. Традиционно, обогнав его. Это называется "клевок". На этот раз, пилот оказывается сзаду собственного крыла. Все это совершенно нормально, при условии, что реакции купола находятся под контролем, а, следовательно, ограничены.

КАК УДЕРЖАТЬ КУПОЛ НАД ГОЛОВОЙ?

Как ни парадоксально это звучит, но непосредственно притормаживанием можно ограничить закидывание купола назад. Чтобы погасить последующий клевок, нужно удерживать клеванты или еще подзатянуть их. Все это происходит очень быстро и повторится раз 50 в течение двухчасового термического полета. Дело обыденное! Поначалу ваши жесты окажутся чрезвычайно торопливыми, либо напротив, не будут поспевать за реакцией крыла. Но не беспокойтесь: от такой малости параплан не складывается до размера рюкзака. Нежели, естественно, вы не решили потренировать дозу ваших движений в предгрозовом фронте.

В плане эффективности, крыло должно входить в термик без большой раскачки по тангажу. Последите за опытными пилотами: даже в жестких аспектах их купола время от времени когда сильно закидывает назад, а, следовательно, и время от времени клюют. Так что, весь секрет тут в привычке: нужно налетывать часы, и тогда при входе в термик вам уже не придется задирать голову, чтобы посмотреть: где там крыло? Информация о его движениях будет передаваться вам через клеванты и подвеску, реагировать вы будете автоматом, легкими упреждающими движениями. Исключая, разве что, очень мощные термики, где разница скоростей меж периферией и центром время от времени заставляет целую вечность удерживать крыло на грани заднего свала, когда вы чувствуете, как купол хочет клюнуть вперед. Это чувство и обрисовывает амплитуду отыгрывающего движения.

Практически всем из вас все это покажется естественным, но, в массовых термических полетах постоянно найдутся купола, которых болтает в два раза больше, чем других.

Хотя термический полет по своей сути предполагает наличие ветрового сдвига и турбулентности, нужно стараться чрезвычайно ограничить амплитуду раскачки крыла. Не забывая о том, что чем быстрее вам удается стабилизировать купол, тем ранее вы начнете обработку термика.

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

В термических аспектах опасайтесь летать на высокой скорости, чтобы ограничить амплитуду раскачки по тангажу. Летать чрезвычайно медлительно тоже не стоит - при закидывании назад риск заднего свала сильно вырастет. Короче говоря, нужно держать свой купол на уровне малой скорости снижения, или чуть медленнее. Это на сто процентов уместно: ведь наша цель - как можно дольше удержаться в воздухе.

Учтите, что те же реакции крыла и аэродинамические эффекты вы встретите при резком переходе из нисходящего потока в зону стабильного воздуха. Иными словами, когда варио завывает от сурового -4 или -5 м/с, будьте наготове: выход произойдет, как вход в термик!

На данный момент, до того как перейти к технике пилотирования, пара советов касательно наших маленьких помощников - вариометра и альтиметра, потому что, начиная с определенного уровня полета, они дополняют наши чувства, участвуют в принятии летных решений, помогая определиться, лететь ли нам дальше или оставаться на месте.

Но не огорчайтесь, нежели эта коробочка-пискушка вам пока не по карману, потому что нежели мы не обладаем встроенным вариометром без батареек, как грифы, у нас есть другие органы чувств, которые стоит развивать в полете, до того как вверять тело и душу электронике, которая (отдадим ей подабающее) становится все более и более полезной. Вы скоро увидите, что ваши ноги разрешают получать информацию даже быстрее, чем самый лучший инструмент.




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector