О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Будь выше. Игорь Калашников.

Хочу сосредоточить внимание на основных моментах, которые разрешают пилоту быстро набирать высоту и удерживаться в положении "выше всех", в различных метеоусловиях.

В определенном смысле материал частично повторяет некоторые моменты, упомянутые в других статьях и материалах, но выставленные под другим углом зрения.

Цели, которые ставят перед собой пилоты-парители чрезвычайно разнообразны. В песне поется: "Есть одна у летчика мечта...", но хоть какой "воздушный волк" произнесет, что самая хотимая мечта и цель у парителя-профессионала все же не высота, а дальность его полета, умение пройти данный маршрут с большей скоростью, умение возвратиться к точке старта...

Но это позднее. И статью я назвал "Будь выше" потому, что все-таки песня права! Высота - первична. Большая высота позволяет безмоторному аппарату пройти большее расстояние. И умение набрать гигантскую высоту и в добавок за меньшее время, является определяющим в любом полете (не говоря уже о том, что высота постоянно была залогом сохранности хоть какого полета).

Итак, о некоторых правилах, которыми обычно пользуются пилоты для быстрейшего набора высоты.

Самое общее это: делайте ваш полет чрезвычайно активным в всякую погоду. Что это значит? А то, что находясь в воздухе вы должны постоянно находиться в одном из 2-ух состояний: либо вы ищите восходящий поток, либо вы его обрабатываете и набираете высоту. Третьего не дано. Хотя нет. На теоретическом уровне существует и третье состояние - это ожидание потока или пассивный поиск. Но на практике существует пожалуй лишь одна ситуация, когда это может быть оправданно. Поэтому, чтобы не возвращаться к этому (третьему) состоянию, скажу, что ожидание бывает оправдано в слабую термическую погоду, когда термики встречаются время от времени, отрываются от собственных триггеров (вершин холмов, скошенных полей и т.п.) не часто. В этом случае, нежели у пилота не довольно высоты и он находится над местностью, которая "гарантирует" сход потока, и при всем этом ему удается удерживаться в нулях (т.е. без снижения) или с незначимым снижением, используя небольшой подъем воздуха, который фактически постоянно находится над гарантированными триггерами, имеет смысл дождаться отрыва более огромного пузыря теплого воздуха, который дозволит набрать высоту достаточную для продолжения пути. (Подобные ожидания в динамическом восходящем потоке не довольно оправданы.) Сами видите, очень много "Нежели"!

На данный момент вернемся к поиску и обработке потока. Опять подчеркнем, что практически все пилоты, которые уже непревзойденно пилотируют летательные аппараты и могут показывать всякие "чудеса", в полете на выигрыш высоты не могут достаточно длительно сосредоточиться на 2-ух упомянутых основных моментах. Как бы тривиально не звучали мои слова, но это так. Существует огромное количество внешних и внутренних отвлекающих обстоятельств, которые отбирают у нас кусочки внимания (от неудобно подвешенных устройств до толпы зрителей или обыденного желания кому-то что-то показать). Истинные полеты требуют многочасового внимания и часто не допускают отвлечения даже на несколько минут или секунд, потому что непосредственно в этот момент можно и пропустить тот единственный "термик дня", который дозволит вам оказаться выше всех.

Вот непосредственно с завышенного внимания и начнем "выигрывать высоту".

Вы приехали на полеты, с вами друзья и знакомые, не считая того на летном месте вы встретились с другими пилотами, вы с ними контактируете целый день. Все это совершенно не способствует вашим рекордам. Естественно, отвернуться от всех, ни с кем не здороваться, и даже не глядеть скорее всего вам не удастся, тем более, что в общении можно нет-нет ну и узнать чего-нибудь новенькое. Поэтому выработайте в себе ряд обыденных тактических привычек. Одна из таковых - по-сто-ян-но глядеть за состоянием погоды. Приучите себя сначала по приезду на гору (летное поле) и быстренько поздоровавшись со всеми (время от времени даже можно поздороваться и позднее, вас усвоют), уделить пристальных 10-20 минут на анализ текущих аспект и понять тенденции конфигурации погоды на ближайшее время (я это делаю Постоянно!). При всем этом делайте это непосредственно для себя, а не демонстрируя всем своим видом озабоченность полетами (это тоже отвлекает вас). На данный момент можете делать то, что вам нужно (общаться с другими пилотами, собрать ЛА и т.п.). Но, не реже чем 1 раз в минуту, (нежели вы не в полете, естественно, потому что там это нужно делать постоянно) вы должны уделить внимание летным условиям, погоде и обстановке на дельтадроме. Нежели вы этого не делаете, то вы пропустите погоду!

Поначалу это делать нелегко, в индивидуальности, нежели вы (а крупная часть пилотов такие) увлекающаяся личность. Но, поработав сезон-другой вы будете это делать автоматом. Начните же с того, что каждую минуту отрывайте взгляд от того, чем вы на данный момент заняты на земле и просто кидайте его на любимую вашу местную погодную примету. Ваше внимание скоро начнет следовать за глазами. С течением времени вы будете успевать одним взглядом оценивать все значимые конфигурации, произошедшие за последнюю минуту и, следовательно, предсказывать обстановку. Научитесь, даже увлекшись беседой с симпатичной дамой, постоянно знать, что происходит в небе! (потренеруйтесь также здесь :)) ) Это все касается подхода к полету. В дальнейшем мы будем подразумевать, что вы постоянно контролируете обстановку и, в общем-то, не пропускаете наиболее удачных моментов для старта. Для постороннего человека, ваша манера общаться на летном поле может показаться не очень вежливой. Вы вдруг прервав разговор на полуслове бросаетесь в подвеску, и вас, как говориться, след простыл. Ну и этот момент можно довести до совершенства, успевая сказать две-три завершающих фразы разговора или просто извиниться перед собеседником (все летающие же вас усвоют, о их не беспокойтесь).

На данный момент конкретнее. Стартуйте только тогда, когда вы убеждены в том, что условия содействуют удачному старту и скорому набору высоты. Я, практически, никогда не стартую, нежели не предполагаю, что у меня будет набор, или не буду убежден, что условия для старта наилучшие. Последняя фраза никак не означает, что стартовать нужно один раз в день просидев на горе несколько часов в напряженных "вычислениях". Частоту стартов нужно подгонять под периодичность прохождения термиков через точку старта. Вы ведь уже осознаете, что моменты наиболее благоприятствующие набору высоты прямо со старта повторяются в зависимости от погодных аспект и времени суток, в среднем, каждые 5-20 минут. Так ПОЛЬЗУЙТЕСЬ Этим! (непосредственно поэтому лучше по приезду на полеты понаблюдать за погодой такое время, чтобы слету знать периодичность схода потоков). Периодичность схода потоков может быть и значительно большей, даже один раз в день. Это бывает в дни с очень теплой погодой и сильной температурной инверсией (температура не падает с высотой а растет). Обычно такой поток сходит в средине дня приблизительно с 12 до 16 часов, и нужно быть чрезвычайно готовым к нему, традиционно, все это время, хотя бывает и очень противно сидеть "в полной выправке" на жаре, но тут "или/или".

Оценив с самого утра периодичность стартов можно сделать так, что "бестолковые" полеты, к коим относятся и полеты сверху вниз будут, практически, исключены. Зная, хотя бы приблизительно, момент прохода потока над стартом можно стартовать вместе с ним и совершать посадку сходу с его уходом (нежели, естественно вам не удалось набрать достаточной высоты для полета по маршруту) или даже чуть ранее, нежели вы сообразили, что уже поток ушел, пока у вас есть высота и вы можете выбрать более удобное место для посадки.

Не совсем правильно мыслить, что нужно стартовать как можно чаще, чтобы попасть в поток. Нужно стартовать постоянно, когда поток есть, а уж частоту не вам выбирать - ее выбирает погода. Исключите по максимуму издержки времени на занос аппарата с низа горы. Совершайте еще одну посадку как можно ближе к месту старта, отдыхая и экономя, тем, время на прогнозирование следующих аспект для набора. Непосредственно поэтому, нежели с посадкой на склоне горы вблизи (ниже) старта у вас трудности, то поработайте над техникой ее выполнения.

Помните! Вы сильно повысите ваши шансы на набор большой высоты, нежели периодичность ваших стартов и посадок будет соответствовать периодичности следования термиков. Совершая взлет сходу с потоком вы, попадаете слету в рабочую зону и можете начать его центровку не тратя время на поиски в воздухе, где ваше внимание расходуется и на управление ЛА. Есть, естественно, стиль полета, когда потока ждут в воздухе находясь в динамическом потоке над горой, но в этом случае вы тратите силы и время не постоянно непревзойденно. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, пилоту нужна постоянная концентрация внимания, как во время поиска потока, так и во время набора высоты. По собственному опыту я знаю, что после 2-ух часов нахождения в воздухе (хоть подряд, хоть по 15 минут в течение дня) накапливается вялость. При всем этом физическая вялость традиционно не мешает летать без ограничений (в индивидуальности на параплане), но, ОДНОЗНАЧНО, притупляется внимание и начинаешь просто "мазать" (пропускать потоки, нарушается контроль за скоростью, начинаешь делать неточные развороты в центрах термиков и т.п.). У разных пилотов разной квалификации и физических данных период времени, когда он может поддерживать наивысшую концентрацию внимания (а непосредственно это нужно при попытках раскрутить термик с малых высот) могут сильно различаться, (от 0 до 4-х - 5-ти часов и более). Но даже, нежели у вас прекрасные способности к концентрации подобного рода, переутомляться не следует, пусть лучше вялость застанет вас уже на маршруте на высоте 2000 м и под облачной грядой 50 км длиной и шириной зоны подъема 500 м. Недаром все побкдители маршрутных полетов пробуют не "висеть" по часу над горой в динамике, а уходить в течение первых 10-ти минут.

Короче. Стартуйте с потоком и работайте с большей концентрацией внимания и большей активностью, садитесь, как можно ближе к предполагаемому месту следующего старта. Находясь на старте постоянно (не реже 1 раза в минуту!) контролируйте обстановку, прогнозируя следующий старт. Ну, вот. Вы вычислили момент старта и подняли купол (поставили крыло на поток). Никогда не стартуйте тут же. Постоянно проверяйте на старте свои вычисления. Пощупайте крылом воздух. Поднимающийся воздух наклоняет крыло вперед, понижая угол тангажа по отношению к поверхности земли (аппарат как как будто пробует убежать от вас вперед и тянет вас вперед и некординально ввысь, очень похоже когда тянут "за шиворот"). Стартуйте только когда почуствуете ЭТО! Нежели же крыло пробует завалиться назад, и вам нужно на него сильно налегать для удержания на потоке - не стартуйте НИКОГДА! Это классический "НИСХОДНЯК". Ждите следующего потока!

Очень часто молодые пилоты пробуют стартовать в тихую, но термическую погоду тогда, когда "наконец-то" подует стабильный ветер, надеясь на динамический поток. Они забывают, что такое бывает только тогда, когда поток уже далеко ушел. Ровный и стабильный ветер - это ни что другое как "хвосты" термика, это холодный нисходящий воздух замещающий оторвавшийся термик. Старт в такие моменты часто приводит к посадке под горой, потому что не считая того, что воздух холодный и нисходящий, так к тому же его сила постоянно ослабевает (начинается пауза меж потоками). При всем этом даже вероятный динамик от горы может значительно потерять свою силу, в индивидуальности на пологих склонах. Не раз приходилось смотреть, как пилот, стартовавший в такой момент, безуспешно пробует найти подъем среди постоянно уменьшающего свою скорость холодного потока. Выход здесь обычно один - совершить посадку слету, как осознаешь ошибку - меньше прийдется тащить аппарат (это до боли просто выполнить в индивидуальности для парапланов). А лучше всего опять-таки стартовать впору. Тогда, когда отрываются 1-ые пузыри и стабильного потока еще вроде бы нет, но есть мягкие порывы теплого воздуха меняющегося направления и силу и все прочее, о чем говорилось ранее. Несколько слов о обработке термических потоков у земли.

Самое основное и самое сложное - сделать превую спираль. Нежели пилот стартуя прямо в поток, тем паче, за все прохождение термика мимо старта не сделал ни одной спирали, то шансы на большой набор у него равны нулю. Набрать высоту можно только в спирали или же в траектории полета сходной с ней.

В слабую погоду или при старте с низких холмов пилот, далеко не постоянно, наткнувшись на термик, имеет подходящий и безопасный запас высоты до земли для выполнения полного разворота на 360 градусов. Но, нежели он хочет "зацепиться" за поток, то делать это в тот или иной момент прийдется (В противном случае нечего "дуться", что "все улетели, а я остался :( ).

Чем ранее делается 1-ая спираль (ради бога, только не в ущерб сохранности!), тем больше шансов удержаться в потоке, потому что его центр с каждой секундой все выше и дальше. Нежели управляться правилом малой высоты для начала выполнения спирали, то поток может и уйти, пока вы наберете свои, дающие гарантию 30 метров. (Естественно в огромных горах можно отойти от склона подальше и расслабленно крутить себе, то что вздумается, но речь идет не о огромных горах с крутыми отвесными склонами в сотки метров).

Снизить высоту входа в спираль практически до уровня старта можно и нужно, нежели делать ее в центре термика. При всем этом можно не иметь 30-ти метров. Достаточно пролететь в потоке несколько секунд, с тем, чтобы удалиться от края потока на такое расстояние, при котором вся спираль на сто процентов уложится меж точкой, где вы находитесь и точкой входа в поток.

Не совсем понятно?

Опять и другими словами: Допустим поперечник вашей спирали (зависит, естественно, от ваших умений и ваших оценок термических аспект) 28 м, а скорость аппарата 7 м/с. Это значит, что почуствовав (или отметив по устройствам) подъем пилот должен начать отсчитывать время. Нежели постоянный подъем без разрывов и провалов с силой, допустим 2 м/с, продолжается 28 / 7 = 4 сек. подряд, то это значит, что закрутив спираль поперечником 28 метров, спустя эти самые 4 секунды, пилот может быть практически уверен, что вся она уложится внутри границ зоны подъема. Это в свою очередь значит, что при длительности вашей спирали, скажем, 13 секунд и скороподъемности 2 м/с вы наберете 26м! (против 8-ми, нежели просто пересекать термик по прямой). (Естественно подсчет грубоват, скороподъемность меняется от периферии потока к центру и зависит от угла наклона ЛА на спирали, но для общих пояснений нам точность не сильно принципиальна). Из всего этого следует, что пилоту нечего бояться посадки по ветру на малой высоте после первого же разворота на 180 градусов.

На данный момент подытожим последние пару абзацев. Нежели пилот уверен, что вся его спираль уложится внутри термика, а значит будет восходящей или, хотя бы, в нулях (без утраты высоты), то он ничем не рискует, закручивая спираль, фактически, прямо со старта (4сек!). Подумайте!.. Очередной момент, косвенно подтверждающий необходимость старта сходу с восходяшим потоком. Помните, что удержаться в положении "выше всех" легче, чем выбираться наверх из толпы снующих аппаратов, в индивидуальности, нежели работа идет на очень малых высотах. А выбраться наверх легче, нежели поток непосредственно "ваш", т.е. вы его сами вычислили и 1-ые начали обрабатывать. Пытайтесь постоянно делать так, чтобы поток был ВАШ! Нежели ниже вас находятся другие аппараты, то вы получаете доп преимущество, потому что по их полету непревзойденно видно, где, кого и как поднимает, а где находятся нисходящие области. Вы видите структуру воздуха и, то что происходит в воздухе непосредственно с летательными аппаратами, а не с косвенными приметами и объектами, типа пушинок, пыли, птиц и т.п. Не стоит мешать пилотам, которые подтянулись к найденному и обрабатываемому вами сгустку, в индивидуальности, нежели они ниже. Это ваши помощники (хотя стоит держать в голове, что каждый доп ЛА в одном и том же потоке частично уменьшает его силу и скороподъемность. Один два ЛА не считая вашего - это оптимум). Таким образом, вы можете занимать более выгодное положение в потоке. Не считая того, имея доп запас высоты, можно позволить себе поиск потока на большей местности в случае его утраты, следовательно, шансов найти его снова или дождаться следующего, также выше. Из этого следует очередной небольшой вывод: Нежели умеешь быстро занимать положение выше всех в массе, то для реализации всех преимуществ этого "положения" лучше иметь более быстроходный ЛА. На скоростном ЛА легче "прыгать" от пузыря к пузырю с меньшей потерей высоты (правда раскручивать узкие термики на стремительном аппарате сложнее, но тут уж пилот должен сам выбирать себе "коня" по способностям и хотимому уровню стойкости). Обратите внимание, что в данном материале я на сто процентов не говорю о технике пилотирования, (ну разве единственно, что она должна быть хороший). Все то, что описано касается стратегии и стратегии. Потому что выигрывать разрешают непосредственно они, а техника пилотирования, это лишь инструмент и необходимое, но недостающее условие.

На этом я пока поставлю точку, но не потому что материал статьи исчерпывающий. Просто, за один раз рассказать о всем нереально. Качеств и хитростей превеликое множество. Ни один материал на родственную тему все-равно не будет обладать стопроцентной полнотой. Познания постоянно собираются по крупинкам. Так что, удачи!

P.S. Материал данной статьи можно принимать "близко к сердцу" только пилотам, которые имеют хорошую и неплохую технику пилотирования собственного ЛА. В противном случае, с точки зрения сохранности лучше поработать еще некоторое время над пилотированием в чистом виде (лучше с инструктором), потому что грубые пробы выполнить некоторые конструктивные маневры, которые время от времени необходимы для работы с термиками на малых высотах, не допускают ошибок пилотирования.




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector