О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




КОНВЕРГЕНЦИЯ Часть 1 (СС №48) Брюс Голдсмит

На заре своей летной карьеры у меня была отменная привычка учить всю литературу о полетах, которую только удавалось раздобыть, и еще тогда в память врезался феномен "конвергенции". Во всех книгах утверждалось, что это - непосредственно феномен, что возникает он лишь в особых, исключительных вариантах, не повсеместно, а только в определенных местах, например, на морском побережье, словом, в необычной обстановке и время от времени. Много времени прошло с тех пор, и вот я с удивлением отыскал, что конвергенция возникает повсеместно, часто, и что никакой это совершенно не феномен, что по меньшей мере отменная половина из всех моих многочисленных перелетов связана в той или иной мере с внедрением конвергенции. Она - и в горах, и на равнине, и на побережье, и по равнинам, так что в среднем хоть раз при маршрутном полете вы столкнетесь с явлением "конвергенция".

Итак, что такое конвергенция?

В основном это столкновение 2-ух воздушных потоков, имеющих скорость, неодинаковую по направлению. Нежели массы этих сталкивающихся потоков не идентичны, то одна из их норовит залезть на другую, подмять ее под себя, и возникает восходящий поток на границе контакта этих воздушных течений. Нежели температура, и стало быть плотность (удельный вес воздуха) обоих течений идентична, то оба они на границе контакта устремляются ввысь, но нередко таких идеальных аспект не бывает, и та струя, что потеплее, устремляется поверх той, что прохладнее. Термики, нежели они в зоне такового контакта возникают, тоже получаются более "концентрированными" и более сильными, ибо вся масса окружающего их воздуха нестабильна и сама по себе готова ринуться ввысь, только ее чуть подтолкни.

Конвергенция морских бризов

Пожалуй, что это один из наиболее обыденных видов конвергенции возникающих везде, где есть важной длины отрезок побережья, перпендикулярно к которому с моря дует ветер, а суша способна ощутимо прогреваться. Вторгающийся на сушу холодный тяжкий воздух вызывает уменьшение давления и провоцирует повышение термической активности. В месте контакта холодного (обычно) морского воздуха и более теплым воздухом суши возникает конвергенция, образующая способный взмыть ввысь слой воздуха.

Наилучшее место зоны конвергенции для поиска восходящих потоков - это ее сторона, чрезвычайно зашедшая на сушу, потому что та ее часть, где холодный морской воздух уже проник, стабильна и инертна по определению. Граница конвергенции двигается вместе с массой холодного морского воздуха в глубь суши до тех пор, пока не затухнет термическая активность, так что двигаясь в сторону суши на волне конвергенции, пилот должен представлять себе картину, как далеко эта волна может продвинуться и как долго она может существовать.

На что похожа конвергенция?

Опознать конвергенцию можно разными методами.
Во-1-х, по такому очевидному признаку, как внезапная перемена направления ветра в приземном слое.
Во-2-х, следя облака: кучевые облака над зоной конвергенции плотной кромкой отделяют находящееся за ними незапятнанное небо. Временами, естественно, бывает и так, что в зоне незапятнанного голубого неба, где находится холодный воздух морского бриза, тоже образуются кучевые облачка, но они постоянно ниже, чем мощные, высокие кучевые облака над прогретой зоной суши, при всем этом основание туч в зоне конвергенции выше, чем основание туч, которые находятся континентальнее.
В-3-х, на стыке этих 2-ух масс по границе контакта бриза с массой воздуха суши можно часто смотреть облако-занавеску, темнее и выше, чем остальные кучевые облака.

Там, где вблизи побережья есть плато или горный хребет, то над ними также можно отыскать зону конвергенции. Нередко все три перечисленные приметы возникают сходу и делают обнаружение зоны конвергенции обыденным делом, в индивидуальности нежели непревзойденно видна упомянутая "занавеска". А бывает, что по обе стороны от границы конвергенции небо незапятнанное, голубое, и в этом случае наличие конвергенции подскажет только один признак: смена направления ветра в приземном слое. Правда, мой опыт полетов с внедрением конвергенции говорит о том, что голубизна неба при всем этом разная: масса бриза подернута дымкою, а масса воздуха суши чиста, без дымки. На стыке этих зон, нежели вы наблюдаете за небом внимательно, и находится граница конвергенции.

Как использовать ковергенцию?

Летать надлежит вблизи границы воздушных масс обязательно со стороны суши. А далее в зависимости от типа восходящих потоков в зоне конвергенции, существует две стратегии полета. Нежели в зоне конвергенции на лицо термические потоки типа "трубы", то и летать тут необходимо, как в обычном термике. Это 1-ый прием. Нежели же термиков типа "трубы" в зоне конвергенции нету, а есть восходящая зона по всей поверхности соприкосновения масс, то лететь следует вдоль полосы сечения данной поверхности горизонтальной плоскостью, т.е. стараясь удерживаться в слое восходящего воздуха. Это прием 2-ой. При втором приеме принципиально балансировать в этом слое в большей степени со стороны суши, ни в коем случае не допуская попадания в массу холодного бриза, где будут нисходящие потоки. Единственный способ выполнить дальний перелет - постоянно лететь вдоль восходящего слоя конвергенции. Попытка отойти в сторону - это большая возможность попасть в стабильный неподвижный воздух или под встречный ветер. Но удержаться в узеньком слое на самом деле чуточку сложнее, чем говорить о этом. Часто зона подъема совершенно не ровненькая линия, а кривуля, следующая всем капризам местного рельефа и неоднородностям в сплошной массе бриза, которая может разбиваться на отдельные струи. Например, эти струи появляются там, где бриз встречает возвышенности и равнины, поэтому зона конвергенции может носить "пятнистый" характер.
Зонами конвергенции от морских бризов понятно все южное побережье Англии, Джон Пендри непосредственно здесь пролетел в один красивый момент 250 км в морском бризе. Понятно также и западное побережье США около Калифорнии своими бриллиантовыми морскими бризами, где преобладают ветры в сторону востока. Еще одна область таких бризов - восточное испанское побережье у Барселоны, где постоянно дуют ветры в сторону запада.

Часть 2 (СС №49)

В первой части я объяснил, что конвергенция совершенно не редчайший феномен, а - на сто процентов рядовое явление. Был рассмотрен морской бриз, обычно формирующий конвергенцию, я поведал как распознать и как использовать для успешного полета это явление. В данной части, ранее, чем рассматривать возникающую конвергенцию при долинных ветрах, хочу тормознуть на конвергенции в теневых зонах ветра, обдувающего возвышенность, а позже побеседуем и о конвергенции над равниной.

Конвергенция за подветренным склоном

Обтекая препятствие (пик, вершину) воздушный поток перед ним разделяется надвое, оба эти потока обтекают возвышенность слева и справа от нее, а за ней сталкиваются друг с другом на подветренном склоне. Естественно, встречное столкновение 2-ух разнонаправленных потоков порождают конвергенцию. Только с этим типом конвергенции необходимо быть осторожным. Не считая нее здесь будет подветренный ротор с нисходящим потоком, и жесткая турбулентность... Изощренное искусство пробовать установить где в данной мешанине находится зона подъема, а где вас ожидает подветренный нисходняк.

 

Традиционно, нежели препятствие невелико (менее 5 км в длину или менее 1 км в высоту), либо нежели ветер очень мощнейший, то на подветренной стороне вы обязательно найдете ротор. С другой стороны, нежели препятствие имеет важные размеры, либо нежели ветер не мощнейший, то скорее всего в подветренной зоне препятствия вы обнаружите явление конвергенции, в индивидуальности в том случае, нежели освещение земной поверхности в данной зоне таково, что может дать хоть чуточку термической активности воздуха.


На рис.1 изображена данная ситуация, когда сталкивающиеся за препятствием массы воздуха дают мощнейший восходящий поток над освещенным и прогретым склоном.

 

Удивительная конвергенция над полуостровом Реюньон

Над Реюньоном (Маскаренские о-ва - прим. переводчика) полеты нередко имеют место непосредственно в подветренной зоне гор, которые находятся в центре острова и порождают конвергенцию. Но здесь горы впечатляющих размеров (хребет высотой 3000 м и длинной 50 км, а ветры приемлимо массивные, около 50 км/час). Обстановка усложняется к тому же тем, что на подветренной стороне хребта сходу находятся три, а то и четыре самостоятельные, раздельные зоны конвергенции.
Реюньон находится в Индийском океане, где постоянно дуют ветры в сторону востока около 50 км/час. Система зон конвергенции на подветренной стороне хребта, которую я обрисовал, дает достойные внимания условия для полетов на парапланах и дельтапланах, а соревнования в данной местности получаются чрезвычайно увлекательными.
На рис.2 показана схема этого места, где в подветренной зоне, традиционно, образуются два "круговорота" с зонами конвергенции снаружи и меж ними. Казалось бы, что точное размещение этих 2-ух "вихрей" должно зависеть и от направления господствующих ветров, и еще от того, как сам хребет располагается относительно побережья. Но фактически раз в день "вихри" располагаются на одном и том же месте! Там, где наружные стороны вихрей сталкиваются с течениями господствующего ветра, обтекающими горы, возникают зоны конвергенции 1 и 2, а там, где оба вихря соприкасаются один с другим - зона 3.
Ну, а совершенно далеко от подветренной зоны, там, где оба потока господствующего ветра соединяются воедино после того, как они были разделены хребтами - бывает еще зона 4. Ее нередко использовать не выходит, так как она очень протяженная и выходит за границы острова, находясь над морем за 50 км, а бывает что и за 100 км, обозначая себя тучами над самым горизонтом.
Все перечисленные зоны конвергенции обычно достаточно правильно обозначены: либо сплошным слоем облачности, либо отдельными кучевыми тучами, выглядящими так, как как будто это гряды кучевых туч, хотя фактически грядами туч они не являются. По обыкновению наилучшей в смысле наличия восходящих потоков, наиболее протяженной и мощной изо всех 4 зон оказывается 4-ая, она тянется на практически все мили над морем, а самыми пригодными условия бывают, когда все зоны соединяются воедино над полуостровом в одну зону конвергенции.

Я чрезвычайно благодарен Луису Дарле (Lois Darlet), много лет живущему на Реюньоне - это он-то и объяснил мне наличие системы зон конвергенции на этом полуострове.

Часть 3 (СС №50)

В первой части я объяснил, что конвергенция не является редким феноменом, как это утверждается во практически всех учебниках, а на самом деле встречается очень часто. Я прошелся по деталям, как формируется конвергенция при морском бризе, как распознается это явление и как его можно использовать для полетов. Во 2-ой части я рассмотрел как возникает конвергенция с подветренной стороны гор и в финальной части я расскажу о конвергенции, которая возникает вследствие долинных ветров и как она возникает непосредственно в равнинах меж гор.

Тип 2А - конвергенция на стыке долинного ветра и метеорологического (фонового) ветра. В протяжении летнего дня конвекция в центре Альп вытягивает воздух в направлении более высокого рельефа и так как более теплый воздух постоянно старается найти наилегчайший путь, то он устремляется ввысь по равнинам и ущельям, становясь предпосылкой долинных ветров, которые могут различаться по силе друг от друга до 50 км/ч.

Пример 1 - равнина Тренто (Trento Valley), Италия (см. диаграмму 1)
Часто долинный ветер может дуть в обратном направлении относительно фонового ветра, и когда это случается, то неизбежно возникает точка встречи, где два противоположных ветра сталкиваются и образуют зону конвергенции. Я смотрел этот эффект много раз в Южных Альпах в Италии, в северной части равнины Тренто, когда южный долинный ветер выжимает северный фоновый ветер, спускающийся с севера Альп. Более мощный южный долинный ветер продуцирует линию конвергенционных туч, растущих прямо поперек равнины. Эта зона конвергенции возникает очень быстро деньком в южной части равнины и по мере того, как сила долинного ветра растет, облачная зона, обозначающая конвергенцию, двигается на север в течение дня, достигая центра Альп (см.диаграмму 1).
Я уверен, что похожая ситуация встречается на севере Альп, когда преобладают южные фоновые ветры, хотя я персонально с этим явлением не сталкивался.

 

Пример 2 - равнины Les Saisies/Megeve Valley (Франция), диаграммы 2А и 2В
Не так издавна на финале PWC в Chamоnix, в августе 1996 г., я летал в разных типах конвергенции, одна из которых возникает при столкновении долинного ветра и метеорологического.
Снова метеорологический ветер был северным и конвергенция возникала в равнине Les Saisies которая расположена с запада на восток (см. диагамму 2А и 2В).
Диаграмма 2 показывает последовательный процесс, как возникает конвергенция в системе долин Les Saisies и Megeve, когда начинает дуть северный фоновый ветер. Обычно долинный ветер поднимается вдоль каждой стороны хребта, образуя восходящие потоки, которые обозначаются тучами прямо над вершинами хребта. Но в те отдельные дни, когда начинал дуть северный ветер, который пересиливал долинные ветры в равнине Megeve и переваливал через хребет, который разделяет обе равнины, он начинал выдавливать долинный ветер в Les Saisies от хребта со стороны равнины Megeve. Так формировалась зона конвергенции над верхней половиной хребта со стороны Les Saisies. Я пролетел в данной зоне конвергенции около 15 км в то время, когда несколько пилотов, которые пробовали прижаться к южному склону хребта, утратили высоту, так не поняв, что с ними случилось.

 

 

Тип 2В - конвергенция вследствие встречи 2-ух долинных ветров
Несколько затруднительно точно классифицировать этот тип конвергенции, потому что, к примеру, конвергенцию над Les Saisies тоже можно отыскать как следствие столкновения 2-ух долинных масс воздуха, но данный эффект возможен только при наличии фонового ветра, а мы на данный момент будем говорить только о долинных ветрах.

Пример 3 - конвергенция около Le Cheval Blanc (Франция)
Место на запад от Cheval Blanc (20 км севернее от St Andre les Alpes, Южная Франция) очень специфическое. Здесь часто бывает отменная термичка и легкий, не поддающийся прогнозированию, ветер. Погода чаще всего бывает с сильными термиками, которые возникают над плоскогорьем у подножия более огромных гор. Фактически эти термики чаще бывают лучше у подножия гор, чем практически над вершинами, производящего воспоминания, Cheval Blanc. Почему так происходит?
Источником широкой зоны конвергенции над плоскогорьем является столкновение 2-ух долинных ветров. Один ветер дует со стороны юга, от St Andre и Lambruisse, другой дует со стороны северо-запада, от Digne и равнины La Javie. Эти два долинных ветра смешиваются над плоскогорьем массива Montagne de Coupe.
На точное положение этих зон конвергенции должен влиять метеорологический ветер, разумеется, но в основном эта зона остается над одним местом практически все дни без заметных конфигураций. Эта зона конвергенции часто облегчала задачу пилотам, которые решались лететь прямо на запад от Cheval Blanc в направлении Montagne de Coupe, избегая совершать лишь томную загогулину маршрута, в конце которой все равно приходилось лететь прямо против ветра по равнине в направлении Digne, либо прижиматься на подветренную сторону de Coupe.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конвергенция, ротор, термики на подветренной стороне и долинные ветры - все это очень тесно связанные друг с другом феномены. Нереально сказать точно, когда заканчивается одно явление и начинается другое, но начиная знакомиться с комплексом деяния этих явлений, получаешь ключ для понимания закономерностей течения разнородных потоков в таких местах, как Альпы.
Каждый пилот, который летает в горах, должен понимать, с каким типом явления он может встретиться и как себя вести при встрече с тем или иным феноменом. Я надеюсь, что эта серия статей поможет лучше в этом разобраться. Но эти статьи знакомят читателей только с несколькими примерами ситуаций, с которыми я ознакомился лично. Каждый пилот нуждается в полетах с его своими эмоциями, которые стают тем тоньше и объективнее, чем больше ключей имеет пилот для возможности открыть те тайны, которые позволяет природа открывать, когда пилот встречается с неподражаемыми метеорологическими ситуациями.

Перевод: Ю. Бова, С.Сергеев




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector