О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Кинуть запаску
Р’.РЇРІРѕСЂСЃРєРёР№.

Хочу поделиться методикой тренировки внедрения парашюта на параплане. Эта методика не разрабатывалась специально, она родилась сама собой в процессе разработки и испытания нами спасательной парашютной системы парапланериста.

Совсем не так издавна мне пришлось воспользоваться парашютом на очень малой высоте, и я считаю, что удачное применение парашюта стало вероятным благодаря психологическому настрою и тренировкам. Я думаю, что не внедрение вообще или очень позднее воспользование запасным парашютом в экстремальных ситуациях, имеет под собой чисто психологические предпосылки. Парадокс, но непосредственно кошмар в экстремальных ситуациях перекрывает работу мозга так, что он не в состоянии справиться такими простыми действиями как выбрасывание запаски.

Чаще всего пилот продолжает пробовать расправить параплан при всем этом на 100 процентов, позабыв о высоте и других возможностях спасения. Время от времени парашют может стать единственным шансом на спасение, например, при разрушении параплана в воздухе. Не надо тешить себя надеждой, что у Вас такое не произойдет. Перед каждым полетом нужен настрой по полной программе, мысленное прокручивание Ваших действий в экстремальных вариантах. Под настройкой я понимаю психологическую готовность, что непосредственно в этом полете Вам прийдется биться за свою жизнь. Хочу отметить один психологический момент, использовавшийся в подготовке самураев. "Для самурая наиболее важной и жизненно принципиальной является мысль смерти - мысль, которую он должен лелеять днем и ночью, с рассвета первого дня года и до последней минуты последнего дня. Путь самурая есть одержимость смертью. Тотчас десятеро противников не способен одолеть 1-го воина, проникнутого решимостью смерти". Эта психология позволяет воину расслабленно относиться к смерти, она больше не занимает его сознание и позволяет мозгу расслабленно работать над другими задачами.

Наш спорт наиболее опасен, чем средневековая Япония, и для тех, кто не понимает этого, предлагаю опять задуматься над иллюзорностью бесконечной жизни. Я больше чем уверен, что нежели Вы настроите себя перед каждим полетом, как воин перед битвой, из экстремального варианта Вы выйдете живым и здоровым. Нежели Вам не удается настроиться, то лучше не лететь. Не стоит тешить себя мыслью о простом полете вниз, что на данный момент очень размеренная погода, полный штиль, солнце фактически село, нет прогрева... перед Вами обязательно пролетит вертолет, истребитель или мотодельтаплан, которые создадут Вам такую турбулентность...

Итак, это была психология, на данный момент некординально практики. Только начиная разрабатывать парашют для парапланериста, мы задумывались о том, где его расположить. Разрешали эту делему мы серией тестов по выкидыванию парашюта. В помещении мы подвешивали подвесную систему, крепили к ней уложенный макет парашюта и производили бросок. При всем этом пилот не касался ногами пола. И тут выяснилось, что отбросить от себя груз массой всего 3 кг на расстояние 10...15 м не так и просто. В общем, для осваивания броска пришлось потренироваться.

Обращаю Ваше внимание, что кидать запаску стоя на земле, фактически не имеет смысла. Попытайтесь кинуть так и с подвешенного состояния, и Вы поймете. После серии испытаний парашюта с грузом (даже броски с АН-2) дошло дело до воздушных испытаний пилотом. Я выполнил порядка 10 бросков с высот от 5 до 30 м. Кинуть выше не удавалось ввиду отсутствия в Харькове более огромных склонов. Испытания нас удовлетворили, парашют пошел в серию, а я получил опыт и уверенность работы парашюта.

2 мая 1998г. Дельтадром Юца. Весь день мощнейший ветер 12-15м/с. К вечеру намечается ослабление и пилоты готовятся к старту. Взлет происходит где-то в 18-00 при ветре 9-10м/с. В воздухе расслабленно без сильной турбулентности. На 100 процентов отпускаю триммера. Следует отметить, что на куполе были установлены экспериментальные свободные концы с ходом триммера 9 см вниз и 7 см ввысь. При всем этом обыденное положение купола соответствовало положению триммера минус 7 см. Отпускание триммера соответствует нагружению акселератора на 14 см. Но в случае коллапса передней кромки акселератор разгружается пилотом за доли секунды, а триммера...

В общем погода позволяет летать, и я начинаю "выпендриваться". На одном из "винговеров" в положении купола в горизонте со мной (угол тангажа минус 90 град.) купол развернут воздухозаборниками строго вниз происходит складывание 50% внешной от разворота консоли. Разворот на 180 град. происходит очень быстро, и я не успеваю предпринять никаких попыток к исправлению, т.к. удивлен и видимо поймал некоторый "клин". Еще 180 не делаю ничего для того чтобы исключить выход купола в сторону горы, т.к. на момент складывания у меня всего 70 м над местом возможного падения, сложило правую консоль, при всем этом гора была слева.

Крыло без помощи остальных расправилось не считая пары крайних секций, приблизительно 1/4 размаха. Но при всем этом вращение продолжалось, росла скорость и перегрузка, а значит и усилие на клевантах. В итоге первой пробы торможения (через 360 град. после складывания) сталкиваюсь с большущим усилием на управлении. Это усилие на 100 процентов расстроило мои планы. Уже после, анализируя ситуацию, я с ужасом отыскал, что где-то на полсекунды (1/4 витка) я растерялся, и мое сознание металось, что же делать. Высоты хватит на еще 1,5 витка (около 30...40 м). Мелькнула мысль: "Ну все, убьюсь". И только после этого вывода я смог снова работать. ( Я не зря привел цитаты из книги А.А.Равнина и Г.В.Попова "КЕМПО - традиции воинских искусств". Можете также почитать Д.Карнеги "Как окончить беспокоиться и начать жить". Т.е. я смирился с данной ситуацией и, смирившись с ней, понимая что ужаснее уже не будет, начал пробовать ее улучшить).

Время растянулось. В голове проносятся мысли, поточнее не проносятся, а неторопливо проходят. 1-ая: "Как оказывается просто убиваются на параплане". 2-ая: "Какой я идиот, что не переложил запаску на данный момент, когда Клепов (помощник главного судьи соревнований) в индивидуальности настаивал это сделать тем, кто летал в Домбае, т.к. она быть может отсырела..." 2-ая мысль пришла на фоне действий руки связанной с выдергиванием и броском запаски (на 540 град от начала вращения), а 1-ая прикрывала решение о ее применении. При всем этом решение пробилось из подсознания как внутренний глас: "ЗАПАСКА!!!"

Как правая рука освободилась, снова беру управление (на 720 град) и, не в индивидуальности веря в раскрытие запасного, что есть силы тяну клеванты в надежде затормозить очень скорое приближение земли. Не знаю, что сработало, торможение крыла или запаска, но я встал на ноги (а они были готовы к удару и, как учат парашютистов, чуть согнутые были нацелены к земле прямо по полосы падения) и после этого опустился на одно колено. Рывка не было. Я даже удивился, увидев на 100 процентов раскрытый запасной купол вместе с крылом, с удобством устроившихся ( видимо переночевать) на самых колющихся кустах, которые мне доводилось видеть. Непревзойденно, что сам я упал в 2 метрах от их. Приземление (падение) вышло через 2,5 оборота (900 град.) Осознав что я жив и здоров, я этому даже не обрадовался. Лишь одна мысль занимала меня некоторое время: "Ну что довыпендривался?"

Следует отметить, что никто не видел раскрытия запасного, т.к. я в крутой спирали скрылся за горой. Через несколько секунд в мою сторону бежали несколько человек с аптечкой и носилками. Я думаю, что уже успели и скорую вызвать. Вот это организация на местности дельтадрома Юца!

Выводы:

1. Тренируйте бросание запаски. Практически все пилоты удивлялись, как я быстро среагировал на ситуацию и успел раскрыть парашют. Непосредственно тренировки дают подходящий автоматизм действий, который выручит Вас в экстренном случае.

2. Не выделывайтесь на малой высоте. Пробы доказать другим как ты крут могут дорого стоить.




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector