О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Принужденная высадка

Пьер Буью                                                                                      ParapenteMag 56



Трудновато продавиться против такового ветра: до расчетной посадочной площадки, пожалуй, не дотянем. Быстрее, необходимо отыскать что-нибудь; так, горы, осыпь, высочайший лес ... Ага! Вон наклонная полянка посреди елок - остальных вариантов нет!

Чтоб приземлиться в таковой ситуации наиболее либо наименее удачно (предположим, что спасительная площадка узка, камениста, окружена препятствиями, продуваема ветром ...), необходимо заблаговременно составить план, как на нее заходить. Даже, ежели на принятие решения остается только несколько секунд. В таковых экстраординарных ситуациях необходимо уметь соображать быстро и отлично! Давайте раз и навсегда выстроим психологический механизм принятия решений.

Направление ветра (справа, слева, ввысь либо вниз) описывает линию движения приземления и дозволяет приблизительно представить заход на высадку. А определиться с конечной глиссадой можно будет во время захода (фазы сброса высоты), чтоб завершить анализ ветра (сила, направление, турбулентность ...) и покрытия площадки (ямы, кочки, камешки, пни ...).

План действий

Можно выделить две фазы анализа. 1-ая - черновая: вы направляетесь к спасительной площадке, быстро прикидывая в общих чертах заход и конечную глиссаду. Потом 2-ая фаза (в течение захода), чтоб как можно поточнее вычислить эту глиссаду.

Ежели ветер кажется поперечным (т. е. параллелен горизонталям склона), направление высадки необходимо ориентировать основным образом в зависимости от него. И напротив: ежели он дует ввысь либо вниз, линия движения приземления выбирается, исходя из высоты и расположения окружающих площадку препятствий. Идеальнее всего заходить через самую широкую дверь, т. е. там, где препятствия ниже. Очевидно, можно представить наихудший вариант: ветер, диктующий направление высадки со стороны, где препятствия выше всего. В этом случае придется садиться в развороте: что-то вроде мини "ЗПU" (заход на высадку в форме "U") либо мини "ЗПL" (заход на высадку в форме "L"), дозволяющие зайти в лучшую дверь, разворачиваясь, чтоб сесть против ветра. Маневры такового рода (прямо противоречащие тем, которым учит инструктор) требуют неплохой тренировки и дара предвидения.

Необходимо всеми силами избегать высадки в повороте (а ежели она неизбежна, очень прирастить радиус виража). В повороте параплан наберет скорость, а это воздействует на точность высадки. В особенности небезопасен клевок по выходе из виража. В идеале необходимо мягко спланировать на площадку, либо сдуваться, равномерно приближаясь к склону, а потом подползти крабом, избегая резких маневров, держась по способности против ветра. Для этого требуется концентрация внимания на конечной глиссаде и максимум предвидения при прикидке вероятных аэрологических вариантов.

Тележка поперед лошадки

Вернемся к идее на уровне мыслей представить себе заход и глиссаду. Давайте лучше начнем с конца. К примеру, сначала выберем (ежели выбор есть) четкое место высадки: маленькую впадину, зная, что ее стены сумеют понадобиться в случае ошибки в расчетах. Склоны выступов лучше избегать. Из избранного места высадки вытекает и выбор глиссады. Как пояснялось выше, она обязана быть как можно прямее, либо состоять из плавного поворота и недлинной прямой. Необходимо вообщем избегать высадки в вираже. Ежели поворот неизбежен, оставьте довольно высоты, чтоб выйти из него до приземления, не забывая о потере высоты из-за самого поворота.

Помните, что встречный ветер сделает глиссаду наиболее крутой, а это как раз то, что нам необходимо, чтоб зайти на площадку точнее, понижая риск ее перелететь. Ежели требуется совершить маленький "ЗПL" либо "ЗПU", просчитать высадку становится сложнее, потому что в первом случае мы встретим поначалу боковой, а потом встречный ветер, а во 2-м - попутный, боковой, и в конце концов встречный. В конце концов, можно сбрасывать высоту восьмерками либо S-поворотами до того, как встать на глиссаду.

Будет полностью уместно зайти над площадкой заблаговременно (20 секунд лучше, чем 10), чтоб иметь время просчитать высадку, в особенности в сложных критериях.

Восходняк, нисходняк

Восходящий поток может существенно осложнить нашу задачку: земля все ускользает из-под ног, а площадка уже кончается ...

Следовательно, чрезвычайно принципиально зайти на нее как можно ниже. А для этого необходимо выбирать "дверь" пошире, расположенную ... в нижней части площадки. Ежели необходимо, используйте технику парашютирования (серия глубочайших качков клевант), лишая параплан скорости и несущей возможности. Но осторожно: она просит огромного мастерства, чтоб не подвергнуть себя риску заднего свала ... который постоянно небезопасен на малой высоте.

Ежели ветер дует ввысь по склону, опасайтесь высадки в контрсклон - высадка по ветру вам мягенькой не покажется. Постарайтесь проскрестись над самой землей крабом, ища выемку в склоне, и отыскать лучший компромисс меж высадкой поперек склона и высадкой против ветра. Этот компромисс поможет избежать либо ограничить ненадобный набор высоты в момент финального торможения - а это может случиться, ежели затянуть клеванты прямо против ветра. Но время от времени сила восходящего потока не дает шанса сесть в желаемую точку. При неравномерном ветре необходимо двигаться над склоном крабом и, уловив момент ослабления ветра, массивно задавить клеванты. Ежели затишок никак не наступает, не пытайтесь приземлиться во что б это ни стало, а повторите маневр снова, ожидая завершения термического цикла. Ежели повторная попытка невозможна и столкновение с землей безизбежно, вам остается только попытаться уклониться от особо больших деревьев либо камешков ... Это все таки лучше, чем задний свал и следующий клевок.

Ежели ветер дует вниз по склону - трудности остальные. Риск перелететь площадку, естественно, миниатюризируется, зато в полный рост встает неувязка высадки в контрсклон, в особенности, ежели он крутой. В зависимости от событий, необходимо выбрать что-то среднее меж направлением поперек склона и в контрсклон. В любом случае клеванты необходимо затянуть пораньше и сильнее, чем при поперечном либо восходящем ветре. Запомните правило: встречный и нисходящий поток укорачивают глиссаду, и напротив, попутный и восходящий - удлиняют. При нисходящем ветре возрастает риск вообщем не достичь площадки, встав на глиссаду очень поздно (к примеру, лишний поворот в фазе захода) либо очень далековато. При таком ветре нужен в особенности стремительный анализ и четкие деяния, потому что все происходит еще скорее. Чтоб избежать недолета, маневры для сброса высоты необходимо совершать поближе к площадке, предвидя крутую конечную глиссаду.

Личный способ

Отлично тренированный пилот может выстроить свою концепцию заходов на высадку и управляться чутьем. Лично я в таковых ситуациях заставляю себя успокоиться, сконцентрироваться и действовать методично. Совершая многодневный перелет-бивуак, мне некуда спешить, а вот травму получать никак нельзя. Чтоб не промахнуться мимо собственной полянки, я сокращаю боковую составляющую собственных эволюций не отрываю глаз ни от места захода на площадку, ни от места приземления, которые я для себя определил. Потом встаю на маленькую конечную глиссаду (чтоб гораздо меньше подвергаться аэрологическим сюрпризам), оставляя малый запас высоты, чтоб стабилизировать крыло перед касанием. Ежели глиссада выходит длинной, у меня остается возможность слегка повилять по курсу, спарашютировать либо сложить уши.

На заре парапланеризма (Parapente Mag 6) я рекомендовал садиться в высшей части площадки в случае восходящего ветра, чтоб быть подальше от турбулентности, производимой ее нижним огораживанием. А в случае нисходящего ветра - напротив. Эти советы по-прежнему применимы для широких площадок, оставляющих возможность выбора. Но сейчас неимоверно возросшее качество наших куполов делает проблематичным саму возможность снизиться до земли и завершить полет. К тому же, в течение глиссады параплан подвергается разным аэрологическим действиям. Следовательно, точку приземления придется ориентировать быстрее на нижний край площадки, даже при восходящем ветре.

Несколько советов

Приучитесь на сто процентов гасить скорость при высадке - это придется по вкусу вашим лодыжкам и здорово поможет в экстремальной ситуации.

Играйтесь в touch & go (коснулся и полетел далее) на широких обычных склонах. Это чрезвычайно полезно (как это приятно!)

В конце концов, попытайтесь свои силы на сложном рельефе, сохраняя возможность остаться в воздухе на вариант неверной оценки критерий. Не запамятовывайте о нервном напряжении, накапливаемом при работе низко над склоном: вялость может сыграть с вами злую шуточку.

При нулевой скорости относительно земли время от времени быть может полезно асимметричное торможение. К примеру, при высадке поперек склона при поперечном восходящем ветре задавливайте нижнюю клеванту посильнее. Это поможет избежать резкого рывка купола ввысь, опрокидывания и следующего волочения по склону.

Научитесь быстро заваливать купол (к примеру, за С-ряд). Уметь нейтрализовать крыло полностью нужно.

В течение всех вышеописанных маневров можно использовать складывание ушей, в особенности в фазе захода, чтоб скорее снизиться. Очевидно, при условии, что вы умеете быстро ложить и открывать их. И помните, что их внедрение может привести к ухудшению маневренности (риск не попасть в площадку). В особенности осторожно необходимо действовать при нисходящем ветре, так как в этом случае высадка может оказаться чрезвычайно твердой (-3 м/с нисходняка да -3 м/с ушей = -6 м/с ...) Невзирая на эти ограничения, уши могут быть чрезвычайно полезны, чтоб укоротить глиссаду либо в случае турбулентности (они - очень действенное средство против складываний и ограничивают эффект неожиданного пузыря).

Но самое основное - сконцентрируйтесь на завершении полета, не расслабляйтесь не поддавайтесь вялости, в особенности заходя на принужденную высадку.

1. Приземление вниз по склону, против восходящего ветра. На крайних метрах будет нужно (умение летать на низкой скорости!), чтоб склон не ушел из-под ног. Решение: садиться поперек склона.

2. В данном случае все очень просто: старенькый хороший заход в форме "U". Но на крутой и узенькой площадке снова будет нужно не плохое чувство крыла на крайних метрах, ежели вы не желаете приземлиться вне площадки.

3. В этом случае - заход по прямой, приземление поперек склона, против ветра. Но отсутствие места для маневра, может быть, принудит прибегнуть к ушам.

4. Против ветра время от времени оказывается и против склона. Тут необходимо находить компромисс меж заходом строго против ветра и приземлением поперек склона. Снова таки, это вопросец здравого смысла и чутья ... и естественно, много зависит от крутизны склона!

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /


Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото



Copyright ©2002 Vector