О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Выбор цикла либо когда стартовать

 

Высочайший полет начинается на старте, потому не необходимо разъяснять, как принципиально выбрать верный момент, когда покинуть склон. Давайте поглядим, чем необходимо управляться, чтоб в итоге верно принять это принципиальное решение.

Сперва возьмите в привычку следить за ветроуказателем, начиная с того момента, как вы прибыли на склон и в течение всей подготовки к полету. Часто даже этого довольно, чтоб составить себе воспоминание о погоде. То ли это незапятнанный динамик, или усиленный прохождением пузырей, их частотность, их величина, длительность и т. д.

Ежели остальные купола уже без заморочек держатся над стартом, тогда вопросец о выборе "часа Х" вообщем не встает - вы быстро раскидываете купол, спеша к ним присоединиться. И напротив, ежели термическая активность лишь начинается либо нерегулярна, как, к примеру, опосля долгого прохождения туч, и редкие птицы что-то обрабатывают, время, от времени взмахивая крыльями, законно усомниться, так как посреди птиц очень изредка встречаются нехорошие пилоты. В этом случае, ежели на старте находятся и остальные пилоты, самый обычный метод выяснить, есть ли у склона помпа и будет ли она держать - это не стартовать первым. Несколько подловатый подход, скажете вы? Никак нет: стратегия - ни больше, ни меньше! И к тому же форма учебы. Вообще-то, первым стартует тот, у кого нет времени ожидать, либо которому все равно, будет его держать либо нет, либо тот, кто считает: раз вчера в это время держало, так куда ж оно сейчас денется. Либо, в конце концов, тот, кто вычислил, что все косвенные признаки указывают на то, что восходящие потоки есть. Вот это крайнее и именуется автономией. И приобретается эта автономия не стартуя, сломя голову, а работая головой, переваривая в ней не лишь собственный опыт, да и теорию, и опыт остальных пилотов. Другими словами цель выжидания состоит не лишь в том, чтоб применять остальных, как собравшаяся в путешествие блоха в ожидании попутной собаки, а в том, чтоб осмотреть, верно ли вы оценили условия, пока вы еще не убеждены в верности собственных суждений. Но, и привыкать к этому не стоит: заставьте себя время от времени стартовать первым, чтоб научиться самому оценивать условия, беря во внимание время дня, облака, птиц, метеопрогноз и т. д. Знайте, что даже опытнейший пилот может провалиться вниз, так как в аэрологии никогда и ни в чем нельзя быть уверенным на 100%. Даже местный термик может не показаться, невзирая на перспективный прогноз. В любом случае, провалиться в итоге без помощи других принятого решения еще полезней и почетней, чем каждый раз цепляться кому-нибудь за хвост. Более принципиально выбрать тот конкретный момент, когда вы начнете подымать купол. Начинать мыслить о сохранности необходимо еще на склоне, так как ясно, что это самое принципиальное. Даже, ежели необходимо, как вы в предстоящем увидите, добровольно пропустить прохождение термика.

И, в конце концов, успешно выбрав момент для старта, мы летим! И какой бы ни был у нас купол, мы все равно летим вниз, теряя от 60 до 90 м в минутку. Мы знаем, что ежели не встретим по дороге спасительную помпу, наш возможный двухчасовой полет перевоплотится в обычный баллистический. В особенности при маленьком перепаде высот. Чтоб как можно лучше приготовиться к этому крайнему шагу подготовки перед полетом, самые принципиальные аэрологические индикаторы находятся прямо перед вами. Да да! На нынешний день пока не выдумали ничего проще и эффективнее, чем обыденный чернокнижник - ветроуказатель. Еще лучше, когда он обеспечен ленточками, которые еще чувствительнее ко всем изменениям, включая легкие порывчики в спину, к примеру. А наблюдение над куполами, пытающимися набрать высоту, или удержаться над стартом, тоже отлично помогают. Кстати сказать, чрезвычайно полезно установить и 2-ой чернокнижник - сзади зоны старта. Это время от времени чрезвычайно помогает узреть на старте ротор, или порывы в спину либо поперек склона, вызванные пузырями, сформированными сзади зоны старта.

Давайте разглядим разные ситуации, начиная с самых классических:

Бриз уже довольно окреп, чтоб поддерживать, как минимум на высоте старта, что дозволяет пилоту ждать пузырь, находясь в воздухе. Чернокнижник отлично заполнен и слегка покачивается при прохождении термика. В этом случае стартуют, когда поток - равномерный. И вправду: необходимо быть идиотом, чтоб усложнять себе жизнь, стартуя в самый разгар прохождения пузыря, когда над склоном и так гарантировано держит.

В последующих примерах разглядим ситуацию в безветрие, или при слабеньком ветре в склон. Ежели дежурного термика не существует, становится вдвойне любопытно следить за чернокнижником и ленточками, чтоб приблизительно найти частоту прохождения термиков. Конкретно это именуется цикличностью, циклом, т. е. временем, нужным для формирования новейшего пузыря, отрыва его от земли и прохождения через старт. Есть склоны, на которых, при неизменном освещенности, по времени прохождения термиков хоть часы сверяй! Чтоб это осознать, довольно не попасть в цикл, сесть внизу, и следить, как иной аппарат, стартовавший на две минутки позднее, обрабатывает постоянные +3 м/с. В особенности остро эта неувязка стоит в соревнованиях, где спортсмен отчаянно опасается провалиться вниз на первых же минутках полета. В первом примере ветер, сильно дующий в лицо, (а время от времени, на крутом склоне, и практически вертикально) показывает прохождение термика перед стартом, который чисто опирается на рельеф. Чернокнижник стоит вертикально. Ежели термики проходят довольно нередко, а перепад высот достаточно значимый, то, руководствуясь быстрее соображениями сохранности, ежели техники, предпочтительно стартовать сходу по окончании цикла, чтоб расслабленно оказаться в воздухе, отступить от склона и подождать последующего цикла. Для этого, снова таки, нужно заблаговременно понаблюдать и составить воспоминание о цикличности термиков. Ежели же термики проходят изредка, либо малый перепад высот не дозволяет их игнорировать, либо и то и другое, тогда лучше стартовать, завидя самые 1-ые признаки надвигающегося термика. При всем этом необходимо отдавать себе отчет в том, что вы входите в столб восходящего воздуха в самый момент вашего старта. Начинающим - возбраняется! Так как, ежели на высоте вход в термик, обычно, проходит без заморочек при наличии некого опыта, то на старте все еще труднее из-за близости рельефа. Купол при всем этом может сильно закинуть назад. Ежели вы, не дай Бог, затянете при всем этом клеванты, вас ждет или сдув назад, или просто задний свал. Необходимо, во что б это ни стало, отлично управлять куполом, чтоб избежать хоть какой раскачки и конфигурации линии движения, исходя из вашей высоты над склоном. Я повторяю: это - сложные условия, годящиеся лишь для опытнейших пилотов. Во 2-м случае ветроуказатель указывает безветрие, слабенький ветер, либо вообщем ветер в спину на перегибе склона, а то и на всей стартовой площадке. Это как раз тот вариант, когда термик поднимается практически вертикально над собственной зоной отрыва, не испытывая ни мельчайшего желания облокотиться на склон, даже ежели он совершенно рядом, а вы ожидаете аж целых 10 минут. Как следствие, зона нисходящих потоков, окружающих термик, вызывает всасывание окружающего воздуха с силой, соответственной размеру этого термика. Вот отчего у разложенного на склоне купола время от времени заворачивается морда, хотя за 10 сек. до того ветра не было, либо ветер был встречный. Когда же стартовать в этих критериях? Исходя из того, что наша цель - зацепиться за термик, можно стартовать в фазу затишья, ежели перепад высот у горки значимый, зная, что у вас будет время зацепиться во время последующего цикла. Другое решение состоит в том, чтоб быть готовым стартовать, держа в руках вольные концы, довольно, долго понаблюдав за ветроуказателем, чтоб узреть те признаки, опосля которых начинает потягивать ветер в спину: ленточки, листва деревьев и т. п. И стартовать в цикл, следующий за этими первыми знаками. Эта игра стоит свеч: ежели вы уяснили себе цикличность термиков, а стартовая площадка дозволяет прервать взлет при возникновении мельчайших колебаний. Внимание: не стоит пробовать стартовать в ту фазу, когда ветер потягивает в спину, даже ежели он чрезвычайно слабенький: хотя бы поэтому, что за перегибом склона купол может сильно клюнуть вперед. А еще поэтому, что вход в термик быть может еще больше резким, из-за большего угла меж траекторией восходящего потока и траекторией вашего купола. В этот момент необходимо чрезвычайно отлично уяснить: высоты относительно земли никак не довольно, чтоб стартовать в сохранности. Таковой термик, стоящий перед рельефом, может даже перекрыть встречный ветер, который уже издавна установился на склоне, установив обманчивый "затишок". Здесь могут быть 2 варианта: или нисходняк довольно далековато (и в этом случае можно подымать купол, стартовать при слабеньком ветре, но в большей сохранности, ежели в прошлом случае) пересечь нисходняк, уже довольно отойдя от склона, чтоб в конце концов войти в термик. А быть может, нисходняк совершенно рядом, но не рассчитывается из пределов стартовой площадки (чернокнижник в этом случае неподвижен). Тогда пилот стартует в безветрие, без всяких заморочек, но здесь же встречает резкий сдвиг ветра, попадая в нисходящую зону. И ежели в этот момент он не был максимально собран, то может получить хорррошенькое складывание. Прямо над склоном. Ситуация тем паче коварна, так как на старте условия казались таковыми размеренными ... Потому, в случае мельчайших колебаний, расслабленно подождите, пока аэрология станет наиболее ясной. Да да! Как и банкноты, и паспорта, термические циклы тоже могут быть липовыми. Так молвят о прохождении наиболее мелкого термика. Ленточки обычно зашевелились, пилот стартует, поднимается на 10, даже на 50 м, а потом ... ворачивается на круги своя. А то и совсем проваливается низ, ежели динамик у склона не дозволяет расслабленно парить, ожидая последующего термика. Естественно, больше всех стартовать не в тот цикл боятся спортсмены, которые даже различают начало, середину и конец цикла, в зависимости от длительности прохождения восходящего потока. Конкретно потому некие пилоты до этого, чем стартовать, ожидают, пока ленточки надежно установятся, тогда как остальные срываются с места при первом их колыхании. Кто-то рискует всем, кому-то необходимы гарантии. На соревнованиях, перед маршрутным полетом, а то и просто выбравшись на горку на пару часов, перспектива плюхнуться вниз зависти не вызывает. В этом случае лучше получить наибольшие гарантии, подождав 5 -10 секунд для доказательства собственных чувств, отлично сознавая при этом, что ожидание выльется в потерянные метры высоты.

Нехороший старт.

Так как вы уже битых два часа хронометрируете прохождение термиков, вы сейчас совсем убеждены, что вам удастся стартовать в неплохой цикл. Тогда, до того как стартовать, стоит кинуть взор на небо. В особенности, ежели оно усеяно солидного размера кумулусами, и ежели на их высоте есть метеоветер. Так как, ежели такое скопление закроет солнце сходу опосля вашего старта, конвекция может замедлиться чрезвычайно быстро. А с ней и ваша скорость подъема, которая и совсем может перевоплотиться в скорость понижения. И напротив: опосля длительной затененности не стартуйте с первыми лучами солнца, а терпеливо подождите, пока конвекция на сто процентов установится. Как ты выбираешь момент старта в термичку? Я задавал этот вопросец почти всем пилотам, и один ответил мне так: Когда я на сто процентов собрался. Хотя не плохое психологическое состояние само по себе не гарантирует нахождение термика +4 м/с, мне чрезвычайно приглянулся этот ответ. К тому же, врачи проводили измерение пульса посреди пилотов как среднего, так и высочайшего уровня. Оказалось, что и у парашютистов, и у дельта-, и у парапланеристов самый высочайший пульс наблюдался прямо перед прыжком либо, в нашем случае, стартом. А не в какой-нибудь из следующих фаз. Это указывает, что эмоциональное напряжение добивается кульминации конкретно в этот момент. Мораль: не надо лишнего стресса. Горя нетерпением поскорее взлететь, можно примчаться на старт, вырвать аппарат из рюкзака, быстро разложить крыло, накинуть подвеску, потом: у-с-п-о-к-о-и-т-ь-с-я! Чтоб сделать предполет, расслабленно застегнуть крайние пряжки, аккуратненько взять в руки вольные концы, в крайний раз пристально оглядеть погодные условия, кинуть взор вокруг, а уже потом присоединиться к парящим собратьям. Спокойнeе, парапланерист, спокойнeе! Не запамятовывайте о том, что отлично стартовать - означает отлично начать полет, как в техническом, так и в моральном плане.

Вход в термик.

Вход в восходящий поток может происходить по различному, и, невзирая на расхожее мировоззрение, зависит не лишь от скорости восходящего потока, но также и от его наклона по отношению к нашей линии движения, и от типа встречи с ним. То есть: по центру, по центру в вираже, лишь кончиком крыла и т. п. И вправду, можно плавненько перейти из -2 в +5, либо получить неплохого пинка при переходе из -2 в +2. Мораль: в хоть какой ситуации единственно верным способом входа в термик будет тот, который избегает подскладывания крыла либо какой-нибудь экстремальной конфигурации купола. С одной стороны из суждений сохранности, с иной - чтоб сохранить аэродинамическое качество. Так как, ежели каждый встречный термик принуждает вас растрачивать по четыре секунды, чтоб привести в порядок все, что находится у вас над головой, вам придется запастись терпением, чтоб хоть раз в жизни коснуться туч. Аэрология шаг за шагом разъясняет поведение профиля в течение данной фазы полета. И методы ограничения ненужных последствий: посреди иных, неожиданный задний свал. Но на практике все еще проще, и происходит еще скорее, чем на бумаге. Вправду, в тот момент, когда крыло входит в вертикальный восходящий поток, т. е. фактически перпендикулярно его линии движения, угол атаки подскакивает до 90 градусов. И крыло, по идее, обязано одномоментно уйти в задний свал. Но так как эта переходная фаза чрезвычайно кратковременна, даже чрезвычайно резкий вход в термик часто имеет очень ограниченные и контролируемые последствия. Очевидно, при условии, что пилот не ухудшит либо не дозволит ухудшить реакцию крыла. И, очевидно, не стоит всецело полагаться на чудесную стабильность нашей маятниковой системы, хотя мы и подвешены в 5 - восьми метрах ниже профиля. Как и подавляющее большая часть пилотов, я ни разу не попадал в реальный свал при обычном входе в термик, т. е. не держа руки ниже подвески, намотав клеванты на руки, не выдавливая до упора акселератор на отпущенных триммерах. Но это не мешает использовать старенькый хороший способ, который состоит в том, чтоб пилотировать точно, стремясь ограничить всякую реакцию, пытающуюся вынести нас из-под крыла и контролировать возвращение под крыло, другими словами раскачку по тангажу. Это, фактически, и именуется "удерживать купол". Вообщем, при встрече с вертикальным восходящим потоком, первой с ней здоровается передняя кромка. Следовательно, восходящий воздух подымет ее, изменит ее линию движения и уменьшит скорость относительно земли. При всем этом купол закидывает назад, что еще утежеляется пилотом, который по инерции вылетает вперед из-под купола. Потом сила притяжения немедля заявляет свои права на пилота, опосля чего же купол опять возникает у него над головой. Обычно, обогнав его. Это именуется "клевок". На этот раз, пилот оказывается сзаду собственного крыла. Все это совсем нормально, при условии, что реакции купола находятся под контролем, а, следовательно, ограничены.

Как удержать купол над головой?

Как ни феноминально это звучит, но конкретно притормаживанием можно ограничить закидывание купола назад. Чтоб погасить следующий клевок, необходимо удерживать клеванты либо еще подзатянуть их. Все это происходит чрезвычайно быстро и повторится раз 50 в течение двухчасового термического полета. Дело обыденное! Сначала ваши жесты окажутся очень торопливыми, или напротив, не будут поспевать за реакцией крыла. Но не беспокойтесь: от таковой малости параплан не складывается до размера рюкзака. Ежели, естественно, вы не решили потренировать дозу ваших движений в предгрозовом фронте.

В плане эффективности, крыло обязано входить в термик без большой раскачки по тангажу. Последите за опытнейшеми пилотами: даже в твердых критериях их купола изредка когда сильно закидывает назад, а, следовательно, и изредка клюют. Так что, весь секрет здесь в привычке: необходимо налетывать часы, тогда и при входе в термик вам уже не придется задирать голову, чтоб поглядеть: где там крыло? Информация о его движениях будет передаваться вам через клеванты и подвеску, реагировать вы будете автоматом, легкими упреждающими движениями. Исключая, разве что, чрезвычайно массивные термики, где разница скоростей меж периферией и центром время от времени принуждает целую вечность удерживать крыло на грани заднего свала, когда вы чувствуете, как купол желает клюнуть вперед. Это чувство и описывает амплитуду отыгрывающего движения.

Почти всем из вас все это покажется естественным, но, в массовых термических полетах постоянно найдутся купола, которых болтает в два раза больше, чем остальных.

Хотя термический полет по собственной сущности подразумевает наличие ветрового сдвига и турбулентности, необходимо стараться очень ограничить амплитуду раскачки крыла. Не забывая о том, что чем скорее вам удается стабилизировать купол, тем ранее вы начнете обработку термика.

Еще несколько советов

В термических критериях опасайтесь летать на высочайшей скорости, чтоб ограничить амплитуду раскачки по тангажу. Летать очень медлительно тоже не стоит - при закидывании назад риск заднего свала сильно возрастет. Короче говоря, необходимо держать собственный купол на уровне малой скорости понижения, либо чуток медлительнее. Это полностью разумно: ведь наша цель - как можно подольше удержаться в воздухе.

Учтите, что те же реакции крыла и аэродинамические эффекты вы встретите при резком переходе из нисходящего потока в зону стабильного воздуха. То есть, когда варио завывает от грозного -4 либо -5 м/с, будьте наготове: выход произойдет, как вход в термик!

Сейчас, до того как перейти к технике пилотирования, пара советов касательно наших малеханьких помощников - вариометра и альтиметра, так как, начиная с определенного уровня полета, они дополняют наши чувства, участвуют в принятии летных решений, помогая определиться, лететь ли нам далее либо оставаться на месте.

Но не огорчайтесь, ежели эта коробочка-пискушка вам пока не по кармашку, так как ежели мы не обладаем интегрированным вариометром без батареек, как грифы, у нас есть остальные органы эмоций, которые стоит развивать в полете, до того как вверять тело и душу электронике, которая (отдадим ей подабающее) становится все наиболее и поболее полезной. Вы скоро увидите, что ваши ноги разрешают получать информацию даже скорее, чем самый наилучший инструмент.

Оригинал на http://www.paragliding.spb.ru/

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры: В путешествие? Дорожные чемоданы мужские сумки из ткани.

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector