О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Радиосвязь

 

"Небо для всех"                                                                      N45 январь 1998г.

Так... Купол есть. Подвеска, запаска есть. Шлем, ботинки, устройство - тоже есть. Пора поразмыслить о радиостанции. Сходу возникает масса вопросцев:
- нужна либо нет?
- какой спектр частот выбрать?
- где приобрести?
- как выбрать из имеющихся на рынке?
- ... какое-то там разрешение на эксплуатацию.

Приблизительно так мог бы размышлять хоть какой из вас, ежели бы задумал приобрести радиостанцию для полетов. Я думаю, равномерно у большинства парапланеристов начнут возникать подобные вопросцы. Не исключаю способности, что вы воспользуетесь моей информацией при решении аналогичной задачки.

1-ый вопросец, встающий перед вами: "Нужна радиостанция либо нет?". Нередко можно услышать мировоззрение о том, что радиостанция не нужна, а ежели и нужна, то чрезвычайно изредка. Я считаю, что определяющим, при решении данного вопросца, являются средства. Для почти всех пилотов, как и для большинства наших людей, сумма, нужная для покупки радиостанции и сопутствующих продуктов, довольно велика. Мне кажется, что собственные сохранность и удобство стоят этих средств.

Летом прошедшего года я слышал историю о том, как один пилот на "Клемухе" свалился и пролежал без помощи минут 20, до этого, чем его увидели и посодействовали. А все из-за того, что никто не лицезрел, как он свалился, а он сам не мог позвать на помощь. Я также слышал историю о катастрофы в Комо (Италия), когда опытнейший дельтапланерист из-за отсутствия радиосвязи не сумел предупредить наименее опытнейших товарищей, попавших в грозу, о том, как от нее безболезненно уйти. В итоге - в тот день погибло 6 пилотов. Ели бы у их были радиостанции, то катастрофы можно было избежать.

Наличие радиостанции нужно для парапланерных школ. Имея радиостанцию, инструктор имеет возможность корректировать деяния ученика в полете. Я слышал историю о том, как на Клементьева 1-го перворазника засосало метров на 700. Инструктор "рвал волосы" от того, что не мог отдать совет ученику и успокоить его. Наличие р/станции делает процесс обучения наиболее действенным, а следовательно наименее дорогостоящим (ежели обучение носит массовый нрав).

Наличие р/станций поможет избежать почти всех летных происшествий, потому что пилоты постоянно могут предупредить друг дружку о угрозы. Пилоту во время выполнения летящих полетов труднее ориентироваться в силе и направлении ветра. Людям на "базе" это сделать проще и они постоянно могут подсказать, предупредить. Столкновение парапланов и дельтапланов на горе Клементьева стало делом практически обычным. Договориться о том, какими консолями расходиться во внештатных ситуациях так же легче по радио, чем "драть глотку на всю гору".

Кроме всего остального, это чрезвычайно комфортно. Вы находитесь на большом расстоянии от собственных помощников, но имеете возможность общаться с ними. Р/связь существенно упрощает нахождение пилота машинкой подбора на соревнованиях при выполнении полетов по маршруту.

А как вам ситуация - вы голодный, злой, вялый, уже который час болтаетесь в воздухе, и вдруг в наушниках слышите знакомый глас: "Дорогой, обед готов. Остывает." либо "Я так по тебе заскучала. Прилетай скорей". Я думаю, услышав такие слова, заместо того, что бы сидя в подвеске жевать высохший бутерброд либо вечерком встретить "надувшуюся" злую супругу, хоть какой поторопится на высадку и порадуется наличию р/связи.

Ежели вам не дают покоя лавры "Чокнутого Макса" (юмористический персонаж почти всех парапланерных кинофильмов) и вы желаете снять видеофильм о собственных воздушных приключениях, вам не обойтись без р/станции.

При выполнении тест-полетов наличие р/связи лишь поможет.

Р/связь может понадобиться вам не лишь для полетов. Почти все пилоты занимаются не лишь парапланеризмом (судя по опросам нашего бюллетеня), да и альпинизмом, туризмом и иными измами. Ну и в повседневной жизни время от времени необходимо иметь связь друг с другом. Пути господние не исповедимы. Она может понадобиться вам и в работе. Из-за загруженности и дороговизны сотовой и пейджинговой связи почти все компании получают оборудование для р/связи.

На Западе внедрение р/станций в парапланеризме стало носить массовый нрав. Ни одно более-менее важное соревнование не проводится без наличия средств связи. Повторюсь, я считаю, что сохранность и удобство стоят того, что бы потратиться ради их.

Отлично. Уговорил. Покупаю.

Но какую приобрести? Где? Ну и средств мало.

Дорогу осилит идущий! Цель моей статьи и состоит в том, чтоб посодействовать вам не утонуть в море инфы либо при отсутствии такой.

Для начала нужно определиться в том, какую частоту вы будете применять. В нашей стране для любительского использования доступны два спектра волн: КВ - 27 МГц и УКВ - 135 - 148 МГц. На западе спектр 27 МГц именуется Si-Bi (си-би) - Sitizen Band - Гражданский Спектр. Выбрать меж 2-мя этими спектрами, на мой взор, довольно просто по ряду обстоятельств:
- станции УКВ спектра в 2 - 4 раза дороже ($ 230 - 500) станции КВ спектра ($ 60 - 150),
- разрешение на эксплуатацию станции в УКВ спектре стоит на один - два порядка дороже, чем в КВ спектре.

Некие произнесут: "Мы используем станции типа "Ромашка" 118,8 - 119 МГц без разрешения не 1-ый год. И все нормально." Но это - как игры с огнем. (Прим. ред. - эти частоты употребляются легально в системе ОСОУ, они закреплены за дельтапланеристами).

Длительное время без заморочек, а позже обожжешься. Дело в том, что в спектре от 135 до 150 МГц находятся рабочие частоты различных "силовых" структур. А с ними шуточки плохи.

Обнаружив незарегестрированную р/с, представители ГИЭ (госинспекция электросвязи) имеет право на ее конфискацию.

С течением времени правовой беспредел, царящий в наших странах, закончится и контролирующие ведомства будут более четко исполнять свои обязанности. Потому задумайтесь: стоит платить в четыре раза дороже за УКВ радиостанцию и рисковать, используя ее без соответственного разрешения, которое стоит дороже крайней в пару раз. Разрешение на эксплуатацию в Si-Bi спектре стоит около 10 $.

Ежели вы желаете применять р/связь в городке, то вам не обойтись без лицензии, т.к. первый-же встречный милиционер не упустит шанса конфисковать ее. Хотя, ежели для вас жизнь без риска, как хлеб без соли...

Сейчас самый непростой вопросец: какую станцию брать? Для пилотов больше всего подступает портативная станция с недлинной антенной. Для инструктора, находящегося на старте можно приобрести мобильную р/станцию и антенну подлиннее.

Выбрав и купив р/станцию, не поленитесь получить лицензию на ее внедрение. Тем паче, что фирма-продавец почаще всего оформляет разрешение за $ 10 - 15. В сопоставлении со стоимостью станции это не недешево, зато спокойствие вам гарантировано.

Обзвонив большая часть фирм-продавцов, я собрал довольно большой размер инфы, который для удобства анализа привожу в виде таблицы:

Заглавие радиостанции

Кол. кан.

Модул.

Излуч. мощн.* Вт

Scan

DW

Lock

Grid Move

Sq

Smetr

Mem.

Габариты, мм

Стоимость $

Yosan JC 1103

200

AM

1/4

x

x

x

64 x 35 x 197

93

Maxon HCB-10

40

AM

1/4

x

x

70 x 40 x 180

77

Onwa K-6111B

40

AM

4

x

Allan 95 Plus

400

AM/FM

1/4

x

x

x

x

x

50 х 40 х170

113

Allamat-27

200

FM

1/4

x

x

x

x

5 кан

55 х 40 х 155

165

Maycom AH-27

200

AM/FM

1/2; 2/4

x

x

x

x

x

5 кан

55 х 36 х 130

137

Maycom SH-27

200

AM/FM

1/2; 2/3,5

x

x

x

x

x

x

30 кан

55 х 36 х 130

147

Dragon SY 101 (Megajet 1101)

240

AM/FM

1/4

x

x

x

x

x

60 х 40 х 150

113

Pvo-101

240

AM/FM

1/4

x

x

x

x

60 х 38 х 150

185

Пояснения к таблице:

Scan - наличие функции сканирования спектра;
DW - двойное слежение (станция "дежурит" на 2-ух каналах и переключается на тот из их, где первым возникает сигнал);
Lock - "замок", функция отключения клавиатуры для предотвращения случайного нажатия остальных кнопок;
Grid Move - смещение частотной сетки на % кГц. В европейских странах частотная сетка расположена на частотах кратных 5 кГц 26.965мГц - 27.405 мГц, а отечественная на частотах кратных 10 - 26.960 - 27.400. Наличие данной функции дозволяет вести прием сигналов как от импортной, так и от отечественной радиостанции (завезенные из других стран станции время от времени продаются с отечественной частотной сетью);
Sq - наличие шумоподавителя;
Smetr - индикатор уровня приема сигнала;
Memory - наличие памяти на некое количество каналов;
В графе "торговец" - указана компания, продающая по указанной стоимости.

Кроме р/станций фирмы-продавцы дают огромное количество доп продуктов:
- батареи (пальчиковые и батареи);
- антенны для увеличения дальности приема;
- антенные фильтры (усилители);
- зарядные устройства;
- выносная гарнитура (микрофон и наушники);
- скремблеры для засекречивания ваших дискуссий;
- выносные блоки управления системой VOX (см. ниже).

Сейчас стоит поразмыслить над вопросцем адаптации р/станции к условиям ее эксплуатации. В полете пилот должен быть сосредоточен на выполнении полетного задания. Лучше, чтоб эксплуатация р/станции как можно меньше отвлекала его. Для того, чтоб перейти из режима приема в режим передачи, нужно надавить на р/станции клавишу РТТ - Push-To-Talk (Нажми и говори). Но для этого нужно отпускать клеванту, оставлять купол без контроля и держать клавишу до тех пор, пока необходимо говорить. Это чрезвычайно не комфортно.

Отчасти решить эту делему дозволяет система VOX, которая сама переключает станцию из режима приема в режим передачи, как лишь пилот начнет говорить. Выносной блок системы VOX довольно миниатюрен. Недочетом данной системы является возможность самопроизвольного переключения при появлении сторонних шумов (ветер, гром, разговор с соседями по термику, высмаркивание носа).

Еще одним методом решения данной трудности готов стать выносная клавиша РТТ и выносная гарнитура. Для этого можно применять микропереключатель "микрик" встроенный в самодельный корпус из оргстекла с элементами крепления на указательный либо большой палец. Элементы крепления выполняются из нержавеющей стали. Провод от р/станции к кнопочке я протягиваю через рукав ветровки. Таковая схема дозволяет осуществлять передачу в хоть какой момент полета, даже при выполнении поворотов и остальных маневров. Микрофон и наушник я вмонтировал в шлем "Интеграл".

В качестве соединительного элемента шлема и проводов от р/станции я употреблял разъем от привезенных из других стран телефонов - он миниатюрен и надежно фиксируется. Место крепления разъема - на правой щеке. Таковая схема, на мой взор, более удачна, потому что провод малой длинны просто отсоединяется не мешает при повороте головы. В качестве громкоговорителя я употреблял динамик (30 Ом) от наушников старенького плейера. Микрофон купил за 1 гривню на радиобазаре. Можно, естественно, применять фирменную выносную гарнитуру, но постоянно держать в руке блок размером близким к сигаретной пачке не чрезвычайно комфортно.

Ежели радиус деяния вашей станции вас не устраивает, можно применять антенные фильтры. При применении антенного фильтра радиус деяния может возрастать в пару раз. Но внедрение антенного фильтра имеет один значимый недочет. Для роста радиуса приема в два раза мощность обязана быть увеличена в четыре раза. К примеру, ежели радиус приема на земле, в критериях прямой видимости, при выходной мощности 4 Вт, составляет 5 км, то для роста радиуса деяния до 10 км, в тех же критериях, мощность обязана быть увеличена до 16 Вт. В зависимости от модели усилителя мощность на выходе быть может от 25 до 1000 Вт. Но при всем этом ток потребляемый усилителем добивается 6 ампер (блок питания вашей р/станции при емкости 600 мАч разрядится за 6 минут). Это приводит к необходимости использования доп чрезвычайно массивных и огромных по массе и габаритам источников питания. Все это делает вероятным применение антенных фильтров лишь для базисной радиостанции.

Применение антенны наиболее длинноватой, чем та, которой укомплектована ваша р/станция так же наращивает радиус деяния. Увеличенные антенны могут быть гибкие (фиксированной длинны) и телескопические. Нередко заместо антенны большей длинны употребляют длиннющий кусочек провода. Этот метод нельзя именовать удачным, т.к. КПД таковой антенны намного ниже, чем у заводской. Потому из-за роста утрат радиус деяния может не лишь не возрости, да и уменьшиться.

Но особого смысла во всех этих ухищрениях я не вижу, т.к. излучаемая мощность большинства имеющихся на рынке р/станций 4 - 5 Вт, что дает возможность на земле, в критериях прямой видимости, уверенно вести прием на расстояние до 8 км. При нахождении 1-го из передатчиков на высоте в 1 км дальность растет до 30 - 40 км. Я считаю, что этого полностью довольно.

Ну вот в принципе и все, что я хотел вам поведать. Летайте высоко, далековато, приземляйтесь мягко.

Игорь Компанец

Оригинал на  http://www.nebo.kiev.ua   

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector