О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Индивидуальности полетов в горах.



   Каждый парапланерист, на каких бы среднерусских буграх он не обрел свои крылья, постоянно будет стремиться в высочайшие горы, потому-что лишь там можно ощутить вкус высоты летая даже на самом обычном аппарате без драгоценных аэронавигационных устройств.
   Полет в горах занятие величественное, но совместно с тем и ответственное. Воздушные потоки тут чрезвычайно своеобразны. Даже большой опыт горных восхождений не дозволяет с большой достоверностью оценивать воздушную обстановку.
   От равнинных воздушных течений горные различаются собственной масштабностью и непредсказуемостью. Роторы поперечником в 10-ки и сотки метров воспринимаются как нисходящие и восходящие потоки умеренной силы. В их просто и быстро можно утратить триста-четыреста метров высоты и попадание в запланированную точку высадки станет проблематичным. Со склонов сходят термические пузыри таковой интенсивности, что порою кажется как будто в купол въезжает на полном ходу паровоз. После чего невольно с пристрастием осматриваешь, что там осталось над головой от параплана.
   Высоко над хребтами, огибая окологребневые турбулентные мешанины, рождается ламинарное волновое течение, способное поднять на высоты, где без кислородной маски выжить тяжело, а замерзнуть просто. Для возникновения таковых потоков нужен достаточно мощный ветер, потому парапланеристу изловить волну фактически трудно, а планеристы время от времени сиим явлением пользуются.
   Слетая с вершины хребта в равнину парапланерист за пару минут может миновать несколько погодных поясов, из зоны нескончаемых снегов попасть в субтропическое лето. Преодолевая перепад высот в несколько км можно тем более длительное время находиться в небезопасной близости от одичавшего и грозного рельефа земной поверхности. Пути ветров в горах чрезвычайно замысловаты. На расстоянии в несколько сотен метров направление ветра может обменяться на противоположное, а штиль смениться ураганом. Я был очевидцем увлекательного явления, когда в ущелье затишье, длившееся ровно 10 минут, сменялось шквалом на две минутки, потом снова затишье и так нескончаемо с точностью хронометра. На последующий день эти часы кто-то выключил и все было совсем по-другому, хотя глобальное направление и сила ветра над хребтами остались приблизительно прежними.
   В горах характерна послойность горизонтальных перемещений воздушных масс. Образно это можно сопоставить с реками, текущими одна над иной в разных направлениях. Разделены такие реки слоем турбуленции, а при столкновении 2-ух потоков рождается вообщем неописуемый хаос. Не надо естественно мыслить, что все постоянно так безнадежно плохо. Нередко полет в горах протекает спокойнее, чем на подмосковном овраге, но уж ежели попадете вправду в трудные условия борьба идет не на шуточку.
   Сложность потоков в горах разъясняется не лишь сильно пересеченным рельефом, да и чрезвычайно контрастными температурными перепадами. Воздух охлаждается на ледниках и рядом же раскаляется как будто в печи на горах.
   Все это содействует турбуленции и в полете часто потряхивает.
   Облака в горах не являются признаком восходящих потоков. Обычно правый и левый склоны хребтов прогреваются по-разному, потому при ветре, дующем поперек гребней гор, облака над хребтами могут появляться либо, напротив, таять. Как понятно, облака возникают при столкновении теплого воздуха с прохладным. Ежели на равнине это происходит при подъеме теплого воздуха (восходящие термические потоки) к прохладному на высоте, то в горах теплый воздух может встретиться с прохладным за хоть каким поворотом ущелья. Воздух, охлажденный на ледниках, как будто лавины скатывается по склонам вниз, создавая необъятные зоны нисходящих потоков. Когда-то при тестировании я стартовал в месте, где высота в несколько сотен метров над рельефом набирается в считанные секунды. Но попав в слив прохладного воздуха наскрести нужной высоты так не удалось. В протяжении 600 метров по высоте вариометр демонстрировал "минус 6".
   Восходящих потоков в горах тоже предостаточно, но научиться эфективно ими воспользоваться непросто. Самый верный указатель таковых потоков - это естественно птицы. Восходящие термические потоки в солнечные дни формируются над лесными полянами (в особенности у кромки леса), над травянистыми склонами южной экспозиции и над горами. При этом со скал почаще сходят узенькие, рваные, кипящие потоки, обрабатывать которые трудно и неприятно. Над лесистыми склонами отличные термики формируются реже, так как затененная кронами деревьев почва прогревается подольше.
   Вачать полеты в горах лучше с исследования ветровой обстановки на местах старта и высадки, также с опроса знающих пилотов о местах, куда лучше не летать. Плохо летать в одиночку, а летая вдвоем лучше иметь радиосвязь. Найти в горах человека, совершившего аварийную высадку, бывает чрезвычайно тяжело. С собой, кроме остального, следует взять тридцать-сорок метров вспомогательной альпинистской веревки (поперечником шесть-восемь мм, прочностью до тыщи кг). Она поможет при случае спуститься с дерева, пройти маленький, но непреодолимый без веревки участок (горы, крутой лед, бурная река). Для старта лучше выбрать наиболее либо наименее горизонтальный участок склона на середине подъема. Ежели точка старта неподалеку от вершины хребта, необходимо туда подняться и убедиться, что мягенький ветерок на склон вправду долинный бриз, а не роторный противоток от ветра, дующего из-за горы. Ежели горизонтальной площадки для раскладки не нашлось, то при старте с несколько боковым ветром параплан будет валиться вбок, может сдернуть со склона и протащить. При сильно боковом ветре поверхность склона нередко индуцирует роторы, способные привести к падению сходу опосля старта. В один прекрасный момент я летел на малой высоте над лесистым склоном навстречу несильному боковому ветру и за пару минут имел четыре фронтальных подлома передней кромки одно за иным. Каждое подскладывание сопровождалось проваливанием вниз, и я с трудом долетел куда хотелось.
   Высоко в горах затрудняет старт рыхловатый снег и разреженная атмосфера. Уже на высоте 3-х км взлетная скорость приметно растет, а каждый неудавшийся старт сопровождается одышкой.
   В полете, в особенности на малой высоте, лучше пореже воспользоваться средствами перебалансировки купола. Самым безопасным считается полет, когда параплан незначительно держится клевантами. Ежели сложилась ситуация, что необходимо пользоваться спасательным парашютом, когда происшествия разрешают, лучше не спешить. Ежели удастся вернуть параплан к нормальному полету, можно будет выбрать пригодную посадочную площадку, что в горах не постоянно просто. Неуправляемый же спуск с запаской на горы, камешки, крутой лед, в каньоны приведет к нехорошим последствиям. Определять минимальную безопасную высоту внедрения спасательного парашюта приходится на глаз, т.к. парапланерный высотомер не указывает настоящей высоты над конкретной точкой рельефа.
   Глазомер в горах работает еще ужаснее, чем на равнине. Масштабные ориентиры воспринимаются по-разному под различными углами зрения, а так же в зависимости от окружающего фонового рельефа.
   Посадочные площадки в горах ограниченные, обычно, ну и на их бывает довольно помех (ручьи, камешки и выпуклости). Посадочные скорости в высокогорье завышенные. Потому чрезвычайно принципиально заходить на высадку против ветра. Ежели ветроуказатель отсутствует, можно попытаться найти ветер по сносу, произведя несколько поворотов над площадкой. Плохо, что метод этот отлично действует уже на малой высоте и при довольно сильном ветре. В общем нужно постоянно быть готовым к высадке, напоминающей прыжок на ходу из поезда. Ежели посадочная площадка имеет уклон, то традиционно лучше садиться на уклон ввысь, а не под уклон (в первом случае посадочная дистанция меньше). Помогает заходу на высадку не плохое владение всеми методами ускоренного спуска (исключая крутую спираль, так как посадочная глиссада обязана быть упорядоченной и отлично контролируемой). Нередко вокруг площадки приземления имеются высочайшие препятствия - деревья, строения, горы. Потому необходимо уметь безопасно, без свала парашютировать практически вертикально с высоты порядка 10 метров.
   В заключение хочу напомнить, что лишь большой опыт делает приемлемо безопасным сольный полет в больших горах.

Кунгуров Олег
апрель 2001 г.

 

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector