О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Психопедагогика для инструктора

ПСИХОПЕДАГОГИКА ДЛЯ ИНСТРУКТОРА

(либо инструктор параплана очами "чайника")

В качестве "чайника":
Александр Мартынов
инструктор 1 категории по альпинизму, мс СССР
д-р фил., чл.-корр. Интернациональной кадровой академии.

Так вышло, что ни аква туризмом, ни парапланом (а ранее -парашютом либо иными полетами) в свое время мне заняться не удалось. Хоть и хотелось. Остальные занятия на сто процентов занимали не лишь все лето, да и зиму. И вот, на тебе! Неисповедимые Господни пути все-же привели меня под купол.

Имея некий иной спортивный опыт, я начал это феерическое занятие, конечно, под управлением инструктора (уже позднее с наслаждением отметив, что во всех пособиях по параплану так и пишут: ребята, дескать, начинать без инструктора - небезопасно для здоровья).

А позже начал думать, а каким же ему быть бы нужно, безупречному инструктору в парапланерном деле? Вот эти праздные "измышления чайника" и предлагаю вашему вниманию. Быть может они посодействуют тем, кто уже ведет инструкторскую деятельность - это ведь вроде бы сигнал обратной связи: может быть, таковыми вас желают созидать ваши клиенты. И ежели так, то это послужит и распространению летных идей в массы, и - пардон за цинизм - коммерческому успеху не лишь всего дела в целом, да и господ инструкторов, а именно.

Ну, а не поможет - так какой спрос, "чайник" - он и есть "чайник".

1. 1-ая встреча - крайняя встреча (?) (романс).

Итак, 1-ая встреча. А встречают-то, как понятно, по одежке. В данном случае, и в буквальном смысле, и в переносном. В буквальном - ну, чрезвычайно убедительно, ежели увидел инструктора на горе, а он не в каких-нибудь там потертых джинсах, а в летном комбезе, может быть с символом клуба на спине (мы ведь до сих пор ошибочно считаем, что ежели клуб - так это солидно, а ежели частнопрактикующий - так это не то дилетант, не то хапуга). А на груди хорошо иметь нашивку с именем-фамилией, должностью (инструктор, естественно) и группой крови (тоже помогает стилю!). На ногах ботинки. Мы, "чайники", должны сходу созидать, что это просто нужный атрибут. Шлем пока можно не одевать. Но в полете - непременно. Даже ежели это обычный подлет на 10-20 секунд. Речь - это тоже та одежка, по которой встречают. И хотя это хобби аксиоматично подразумевает наличие некого интеллектуального ценза, приходилось, тем более, слышать словечки типа "западло" (это максимум), ну и чуток полегче. Что, естественно, может сыграть положительную роль у "конкретных" ребят, да и те, вероятнее всего, будут почетать инструктора за его умение обращаться с куполом, а не за отпадный лексикон. Обращение с народом - это приметный параметр инструктора. Один из знакомых, к примеру, сходу всех зовет на "ты", независимо от пола и возраста. Нет заморочек, но честь тыкать на подопечных нужно все таки заслужить, считает, к примеру, Виктор Сычев (альпинист), снежный барс, Фаворит СССР, который даже к самым молоденьким ученикам по имени-отчеству и на Вы обращается... И еще пришлось услышать, уже в обращении к зрителям (их возраст 20-40 лет + детки):

- Ну что, летать будете?

- Да, мы... Да нет пока... Да мы просто...

- Ну, тогда кыш отсюда!..

Далее в разряд "одежки", по которой встречают, входит личное умение инструктора летать. Но о этом чего же говорить - могут ребята.

2. ...Обучались мы.. чему-нибудь и как-нибудь (из "Горе от разума")

Что там последующее в наших "чайных очах"?

Вы думаете, сохранность?

Ничего подобного. О сохранности мы начинаем мыслить чуток позднее: когда это огромное полотнище площадью в две жилые комнаты вашей квартиры, вдруг хватает вас за подвеску и волочит куда-то по горе, колотя боками и спиной по кочкам.

Либо даже еще позднее, когда вы типо стартовали, а вас сдувает куда-то вбок, волочит куда-то по горе, опять-таки колотя боками и спиной по кочкам.

Но опасность, может быть, еще не доходит до вас, так как вы вроде бы переложили свою ответственность за себя на него, инструктора. И раз он рядом, означает все о'кей. Правда, в случае чего же (тьфу-тьфу-тьфу) - в больнице не ему, а вам лежать. И проведает ли он вас там - это тоже вопросец его свойства...

Итак вот. Хоть сохранность и архиважна и приоритетна, но для нас, "чайников", сначала главным будет то, как нас учат.

Но похоже, что ребята, имеющие инструкторские "корочки" либо устремления, не постоянно знают, как учить лучше. Они знают, как образуются термики и когда ожидать ротора, знают за которую веревочку, с какой силой и амплитудой дергать, ежели будет коллапс купола, знают даже, чем акселерат от акселератора различается.

Но далее необходимо донести самое принципиальное из всего этого до нас, "чайников".

3. Зри в корень! Козыряй! (Козьма Прутков)

А для того есть довольно обыкновенные правила обучения.

Ну, к примеру, понятно, что одной из целей обучения является получение навыка каких-нибудь действий. Навык - это доведенное до автоматизма умение. Но умение можно приобрести лишь зная, что, как и когда делать. Вот мы и получили известную триаду: "Познание + умение + навык". И никуда от нее не деться. Чтобы поднять купол, лететь, парить и поворачивать, необходимо знать, как и почему это происходит. Зная это, можно даже в полете вспомнить и отработать как следует клевантами. Это умение. Но нужен все-же навык, ибо действовать лучше быстро, автоматом. И чтобы этот навык нам "чайникам", получить, необходимо, чтобы побыстрее "дошло". Для чего же хорошо эти самые правила педагогики знать. Их не настолько не мало, так что назовем их все:

Принцип сознательности и активности

Научить можно лишь того, кто этого желает (сознательность), и кто к этому прилагает усилия (активность). Казалось бы, нечего о этом и говорить, поэтому мы, "чайники", и путаемся у асов и инструкторов в ногах, стропах и куполах, что сознательно желаем уметь летать как они. Но не так все очень просто. Пример: усилился ветер, и активный, но несознательный парень все таки решает поднять купол на верхнем перегибе склона, воспользовавшись отсутствием контроля инструктора. Итог - вдувание на вышерасположенное поле и, как было сказано выше, колочение боками и спиной по кочкам.

Принцип систематичности

Его лозунги - "От обычного к сложному", "От известного к неизвестному", "От познания к умению, от умения к навыку".

Принцип доступности.

Этот принцип работает в паре с предшествующим. Ну не необходимы мне ни термики, ни триммеры в 1-ые дни моего знакомства с куполом в тот момент, когда я стою прикованный к нему карабинами и выгадываю, как лучше его поднять, чтобы он меня не кинул. Мне необходимо пару точных указаний, либо поддержек, либо показать снова, как это делается (о этом, правда, в последующем принципе).

Либо ежели я еще молод не знаю толком всех этих формул и законов Бернулли, найдите мне попроще разъяснение подъемной силы.

Правда, все, что я здесь произнес, конечно не относится к общению вне обучения, когда я, "чайник", расслаблен и за чашечкой чая вправду с благоговением и радостью буду слушать и о термиках, и о свойствах куполов. К тому же ночкой о этом вспоминать буду.

Принцип наглядности.

Показ с маленьким (маленьким!) рассказом - вот одно из вероятных воплощений принципа наглядности. Ошибки инструктора при всем этом такие, взявшись демонстрировать этот же подъем купола, он увлекается, начинает потом показывать, как балансировать куполом, а позже - и как на нем лететь. Оно и понятно, он же поэтому сиим и занимается, что любит параплан и ему тяжело оторваться от строп. Но я то, получив обратно аппарат, уже и запамятовал начало показа.

Принцип прочности.

Крепкость - это означает вас не "заклинит" в сложной ситуации. Вы автоматом делаете то, что необходимо. От проверки всего, что необходимо, на старте, до приземления. База прочности - повторение, которое, как понятно, мама учения! Другими словами, треньтесь на здоровье. А для этого, в особенности сначала, чрезвычайно принципиальна установка на отработку конкретных приемов при каждом старте, а не попросту взлететь и сесть.

4. Не пой, кросотка, при мне (романс).

Последующим личным наблюдением является наличие у инструкторов прямо-таки большого запаса познаний по любимому делу.

Прямо-таки большого катастрофически. Для ученика. Так как представьте себе картину: гордый и счастливый "чайник" поднял, в конце концов, купол и пробует им балансировать на старте, до того как рвануть в небеса (имеется в виду слететь вниз, под горку). Но здесь рядом находится более гордый фуррором учлета инструктор, которому здесь же охото нагрузить еще более непременно полезной инфы. Он и грузит. И о птичках и комашках, которые взлетели ввысь с термиком, и о ряби на озерце внизу, и о...

И это все безумно любопытно, но в таковой особенный момент нам, "чайникам", просто недоступно. Ибо в психологии спорта издавна установлен термин ООТ - главные опорные точки. Это те главные несколько моментов, на которые в состоянии обращать внимание человек при обучении какому-нибудь действию.

И в состоянии он, оказывается, отслеживать всего только 2-3 ООТ. Ежели ему отдать весь комплекс аспектов этого деяния, то всё, что выше этих 2-3, будет не лишь ненадобным в данный момент, да и просто мешать, занимая извилины.

Как быть? Да в общем-то просто. Переводить по очереди ООТ в разряд навыков. Раз навык - означает мозг отрабатывает его автоматом, и можно смотреть за последующей ООТ.

5. Ты кто таковой? А ты кто таковой? (диалог: Паниковский-Балаганов).

Люди различные есть. Южноамериканские психологи спорта определили несколько их типов по восприятию переработке инфы. Окрестили их подходящим образом. Одним нужно все активно демонстрировать, они "чувствователи", воспринимают мир больше через органы эмоций. Остальные - "думатели". У их, естественно, тоже органы эмоций работают, но им нужно обмыслить все, сообразить, как да чего же, чтобы им не мешали. Ежели инструктору попался "думатель", нужно отдать ему возможность побыть с парапланом одному, поразмыслить, испытать. Это не означает, что этого учлета запамятовать можно, нет, ему необходимы меткие советы, но немножко пореже. Неплохой инструктор конечно знает, с кем и как работать, а не засыпать "чайника" в неподходящий момент ворохом инфы.

Знает он и как работать с юными пилотами, смелыми и иногда невразумительными, и умудренными сединами, лысиной и вставными зубами, но тоже "хотящими". Словом, разбирается он в людях.

6. Полетели - полетели, на головку сели (детский стишок).

А вот сейчас, в конце концов, о сохранности. Хотя на самом-то деле она обязана стоять на первом месте. И одежда инструктора - то, с чего же мы начали - это ведь тоже пропаганда безопасной деятельности! Другими словами то, что великие ученые окрестили формированием мотивации на безопасную деятельность. Но не считая таковых воспитательных моментов еще есть и прямые, практические.

Купол. Думаю, неплохой инструктор не должен демонстрировать "чайнику" купол с полуперетертыми стропами либо лямками. Наиболее того, совершенно не так давно следил, как на инструкторском куполе у ученика опосля старта оторвалась клеванта... Может быть нужен переход ученика с чрезвычайно уж учебного купола старенькой модели на учебный, но все-же наиболее современный. С площадью, которая соответствует его весу (во всех учебниках пишут какой). Тогда "чайник" увидит, что летать - это вправду реально. А основное - можно отрабатывать даже на малеханьких горках больший диапазон приемов.

Выбор места. Естественно, фаворитные места для начала занятий - в Швейцарии либо Германии. Да и здесь, у нас, для первых полетов лучше все таки иметь гораздо меньше кротовьих нор и рытвин-колдобин. В принципе, за склоном нужно ухаживать. Это верно знают горнолыжники, но не чрезвычайно верно - парапланеристы. В том числе и инструктора, работающие на нем. Спилить колющийся куст, закопать ямку, убрать мусор на парадроме - это не очень нередкие у нас деяния. Правда, кто говорит, что инициировать их не можем мы, "чайники"?

Погода. Не будем говорить о циклонах-антициклонах. Ветер. Пусть он будет довольно мощным, но не чрезвычайно. Не косым. Моя 1-ая травма (ребра) была в присутствии инструктора на склоне, когда меня понесло куда-то вбок при заднем старте. Я, как и положено "чайнику", выронил клеванты и снес ребром кротовью нору, которых там было миллион. Мне подфартило, соседнюю нору венчал кем-то заботливо установленный кирпич...

Старт. Быть может так вправду нужно, но я с страхом вспоминаю директиву поднять купол (задний старт) и бежать вперед спиной, не смотря под ноги, пока он не начнет держать (не запамятовывайте, я "чайник", я еще толком не представляю себе, как это он держит). Я и на данный момент со ужасом смотрю, как этому учат остальных. Кстати, ни в одном забугорном источнике такового не лицезрел. Ни в фильмах, ни в книгах. Отлично, что Витя Оноприенко показал задний старт со скрещенными клевантами. Но он не мой инструктор, он мой давний друг. Наверно потому пожалел. А европейцы - те поначалу передний разучивают, в основном.

Финиш. Финиш, приземление, не должен стать финалом. Сам не раз лицезрел такую картину. Инструктор с ассистентом запускают клиента с горки. Тот - "руки ввысь" - летит вниз, "тащится", может быть, ежели его воздухом приподнимает, но когда-то ведь и садиться нужно. Учебные 20-30 секунд заканчиваются. Вот тут-то и появляются обмены чувствами посреди инструкторов и их соратников. Типа "я постоянно с страхом смотрю как ты приземляешься". Если честно, "чайник" тоже нередко с страхом глядит на свое приземление, быть может с наименьшим, так как он там занят, дергает лихорадочно за тесемочки, пробует вспомнить где у него правая, где левая рука и потянуть конкретно той, про которую сверху кричат. И конкретно потому что они кричат, а не резко. И так дальше.

Но. Инструктор, дорогой, не нужно ужасаться. Ты научи. Найди нужные слова, нужные упражнения, подходящую их последовательность, дай на ночь либо навсегда хоть какую-нибудь книжонку-пособие.

Либо таковой пример: один из искуснейших наших пилотов (Коля, тебе большой привет!) собственный 1-ый полет сделал на Кавказе, со склона метров на 400 выше альплагеря "Эльбрус". Приземление следили чуток не поседевшие от этого вида друзья запускаемого. Оно вышло в покрытом камнями русле горной речки с огромной скоростью (как на данный момент можно предположить - по ветру). Отлично, что Коля - солидного класса горнолыжник с хорошей реакцией и крепкими ногами - смог пробежаться без последствий.

Доверяй - кому? Бывает и так у инструктора: ну, нужно сейчас уйти. Свадьба у друга. Ученики на горе, купола, как медузы парят. Что делать? Ушли, доверили начинающую девченку довольно опытным, но юным ребятам. Косой ветер, открытый перелом.

У горнолыжных инструкторов было правило в свое время: инструктор уходит со склона крайним, спускается и "закрывает" склон. Это гарантия, что свои все дома, всё в порядке. Может так и нужно?

Страховка. Ни от кого из инструкторов не слышал о том как застраховаться на вариант чего же. А ведь существует "Фонд взаимопомощи пилотов", в каком - позор! - из Харькова - аж 6. Может быть, я бы прямо сходу в него и вступил, если б:

а) знал что этот Фонд есть,

б) знал куда средства давать - не ехать же в Киев для этого?

Информация о этом для "чайников" разве не работа инструктора? Кстати, может членство в Фонде обязано быть непременно для членов клубов, сертифицированных пилотов, работающих спортсменов? Другое дело, ежели я сам по себе со своим куполом, тогда это добровольно. И то эти 10 у.е. в год взноса полностью можно накопить.

7. Финал.

Ну вот, отработал инструктор 20 "тугриков", что имел возможность выложить ему ученик, и тот вышел из под контроля бдительного ока. Что далее? Приходилось созидать различные ситуации. От полного предстоящего безразличия инструктора к бывшему подопечному (нет "бабок" - нет и слова хорошего и полезного), даже ежели они рядом на горе находятся, до неожиданного бесплатного роли совершенно незнакомых людей. Хотя инструктора нередко декларируют, что они, дескать, морально отвечают за собственных учлетов, даже ежели они бывшие.

А совет, обычно, нужен.

Ежели человек "чайник", то это время от времени бывает навечно.

Эти субъективные заметки возникли благодаря импульсу, данному Петром Васьковичем. Они не имеют дела к конкретному лицу либо конкретным лицам. Какие-нибудь случайные сходства - они и есть случайные. В целом, мы, "чайники", безумно уважаем тех, кто вправду что-то умеет, и стремимся тоже попасть в их ряды. Не инструкторов - просто летающих. Иногда тщетно.

Лётный опыт: Рекорд высоты - метров 30 над точкой возможного падения. Рекорд продолжительности - секунд 40-60. Количество успешных взлетов - около 300. Количество успешных посадок - около 299. Количество травм - 2 (одна без "роли" инструктора). Купол "Орион" (инструктора) -- "Параспорт" (чужой) -- "Scooter". Зона полетов - родные украинские степи, выбраться на учебу ни на "Климуху", ни куда-нибудь пока еще не удалось. К огорчению

Оригинал на  http://www.nebo.kiev.ua  Украинский информационный бюллетень "Небо для всех"    

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector