О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Голова цела... пока?

 

"НДВ" N63 июль 1999 г.

Cross Country,
April/May’99, № 62

Brain damaged... yet?
by James Freeman

Голова цела... пока?

Управление Джеймса Фримана к покупке шлема.

Практически все пилоты рано либо поздно попадают в какую ни будь переделку. Падение даже на маленький скорости может привести к травме вашей головы. «Асфальтовые травмы» (счесывание локтей и коленок о гравий, асфальт, травку) и поломанные кости заживают; черепно-мозговые травмы не остаются без последствий. Четкой картины для дельтапланерного спорта нет, но исследования демонстрируют, что около 90% повреждений мозга велосипедистов быть может предотвращено при правильном использовании шлема.

Физика работы шлема

Повреждения головы происходят при моментальном торможении, когда ваша голова соприкасается с жесткой поверхностью. Путь предотвращения фатального финала состоит в том, что нужно приостановить голову (и мозг) наиболее плавненько. Шлем уменьшает пиковую нагрузку, которую испытывает голова при сильном действии. Сила торможения обратно пропорциональна времени, во время которого действует это торможение. Единственная переменная в настоящей формуле аварийного торможения – время, т.к. скорость гасится до “0” с течением определенного времени, т.е. эта самая переменная описывает темп торможения и следовательно действие, прикладываемое к голове. Ежели мы сможем умножить на коэффициент 2 время торможения (и таковым образом силу), то действие на мозг от удара уменьшиться в два раза. Ежели мы сможем умножить это время на коэффициент 4, то сила удара головы уменьшиться в четыре раза, т.е. опасное действие уменьшится до 25% по сопоставлению с тем, если б голова была без шлема.

Для роста критического времени, при котором происходит торможение, требуется материал, который при сокрушительной перегрузке приводит голову к безопасной остановке равномерно: материал должен иметь чрезвычайно медленную степень восстановления опосля уплотнения. Также одно из требований - довольно толстый слой, и довольно твердый для неполного сжатия (при достижении нижнего предела) – материал должен поглотить энергию удара до этого, чем ваша голова остановится. Материал, который имеет такие свойства, был разработан в 50-е годы и на данный момент практически все шлемы делаются с пенополистиролом (EPS), этот же самый пенопласт, который употребляется для упаковки электроники. В один прекрасный момент сжатый, пенопласт не восстанавливается. Губчатый (эластичный) пенопласт добавляется вовнутрь для удобства и наилучшей высадки шлема на голове.

Но это еще не все. Что бывает, ежели мы жмем на не ровненькую поверхность? Чем наименьший радиус таковой поверхности, тем больше концентрация при ударе. Чтоб это восполнить, мы добавляем твердую внешнюю оболочку, для того, чтоб распространение силы удара происходило по наиболее широкой области.

Какой шлем мне нужен?

Шлем состоит из наружной оболочки, сжатого пенопласта, комфортной внутренности и системы крепления. Имеется по последней мере четыре критических фактора, которые действуют на защитные характеристики шлема:

1. Противоударные характеристики: как отлично шлем защищает при аварийном столкновении с большими объектами.
2. Стабильность шлема: будет ли шлем на подходящем месте и остается ли он на месте, когда это нужно.
3. Крепкость системы крепления: будет ли ремешок под подбородком довольно крепким, чтоб удержать шлем на месте во время удара.
4. Область защиты: вся ли поверхность головы защищена шлемом.

Слой пенопласта – полностью критический параметр для противодействия ударному действию, как объяснено выше. Наиболее толстый слой пенопласта лучше поглощает силу удара. Слабовспененная резина, встречающаяся в неких шлемах - чрезвычайно нехорошая подмена не рекомендуется для использования.

Оболочка также играет важную роль в распределении перегрузки. Во-1-х - она удерживает пенопласт снутри себя и принуждает его взаимодействовать во время восприятия перегрузки, во-2-х - она предотвращает проникновение через шлем и застревание в пенопласте сторонних предметов, и в третьих - она помогает шлему притормаживать при соприкосновении с грубыми поверхностями и помогает пилоту не свернуть себе шейку.

Разумеется, что шлем должен остаться на голове, даже ежели в один прекрасный момент вам не удалось избежать удара, для этого ремешок крепления шлема и застежка должны быть довольно крепкими и при всем этом обязана быть исключена возможность случайного открытия застежки. Верно подобранный размер шлема и ремешок крепления удерживают шлем в правильном положении. Ремешок должен быть закреплен так, что бы удерживать шлем на месте не давать ему двигаться из стороны в сторону при хоть какой композиции снятия либо скручивания. Ежели шлем сваливается либо свободно болтается на голове, при всем этом оставляя огромную часть головы незащищенной, подтяните снова ремешок, добавьте наиболее объемную набивку либо замените шлем. В полете шлем должен создавать пилоту удобство.

Ежели шлем устроен так, что крупная часть лица пилота открыта, то для мозга это защита, а для лица - нет. Шлемы, которые на сто процентов закрывают лицо, подразумевают защиту лица за счет доп частей, но при всем этом уменьшают обзор, слышимость и осязаемость. Также чрезвычайно принципиально то, что шлемы должны быть отлично подогнаны к голове. К огорчению, я лицезрел довольно много аварий дельтапланов, в каких пилот встречал удар сначала лицом. Выступ шлема, который защищает подбородок, приводил к проворачиванию шлема при переднем ударе и резко сдвигал солнечные очки на переносицу пилота, что становилось предпосылкой травм с следующим хирургическим вмешательством. Это касается в особенности тех шлемов, в конструкции которых место меж подбородком и защитным ободом на шлеме очень огромное и возможность появления проворачивающего момента существенно выше.

Велосипедный стиль шлемов с вентиляционными отверстиями предполагает наименьшее количество пенопласта, который вступает в контакт с вашей головой при аварийной ситуации и может неблагоприятно сконцентрировать удар в одной точке вашего черепа. Эти отверстия разработаны для того, чтоб рассеять теплоту, что не постоянно нормально для дельтапланериста, которого нередко интересует совсем противоположное желание. Эти шлемы также имеют тенденцию к чрезвычайно узкой оболочке.

«Аэро»-шлемы не намного делают лучше скорость ваших полетов, не считая соревновательных, и «хвост» мог бы препятствовать при падении, которое скручивает вашу шейку.

Требования удобства тоже должны быть рассмотрены. Плотность высадки (подгонка), вес и регулирование температуры/влажности - более критические требования удобства. Плотно подогнанный, но без давления на голову шлем - гарантирует удобство и правильное положение головы при трагедии. Время от времени требуется полчаса ношения шлема, чтоб ощутить точки давления. Вес - принципиальная неувязка для долгих полетов. Поток воздуха над головой описывает тепловой режим. Шлемы велосипедного типа с отверстиями разработаны для улучшения термообмена и неплохи при полетах на тропическом побережье, но меньше употребляются при высотных полетах около туч. Удаление пота может востребовать доборной прокладки над бровями либо отдельную повязку на лбу.

Когда нужно поменять шлем?

Немедля замените шлем опосля того, как вы потерпели трагедию, связанную с травмой головы. Силы, которые действуют на шлем в этом случае, разрушают пенопласт. Шлем становится наименее устойчив к ударам, но повреждений быть может не приметно. Пенопласт в шлеме сминается при действии силы удара, так что вы сможете не ощутить это при нажатии головой на стены шлема, потому пристально исследуйте шлем на предмет повреждения либо вдавливания. Ежели вы видите повреждения на оболочке либо пенопласте, необходимо срочно заменить шлем. Вы сможете отрешиться заменить шлем, который смотрится также отлично, как и новейший, но ежели вы ударялись головой, вы не должны подвергать себя риску. Ежели пенопласт в шлеме велосипедного типа расколот под его оболочкой, то это доставит вам проблемы при последующей трагедии. Замените застежку, ежели она раскололась, либо отчасти разрушилась. Ежели у вас до сих пор еще шлем 70-ых годов без EPS покрытия, немедля его замените. Он не имеет защитных параметров современных шлемов.

В заключение, защитные способности могут уменьшаться через какое-то время. Некие шлемы изготовлены из материалов, которые усугубляют свои характеристики с годами и следовательно имеют ограниченный срок службы. Большая часть изготовителей советуют подмену шлема опосля 5 лет эксплуатации. Реально этот срок зависит от критерий использования, и для большинства шлемов данный срок быть может продлен. Пожалуйста, обратите внимание на то, что указывает опыт: через 5 лет у шлемов будут наиболее улучшены защитные свойства. Таковым образом, рекомендация о пятилетнем сроке подмены шлема имеет полное основание.

Что необходимо знать относительно стандартов шлема?

Лишь европейцы имеют специфичный эталон для дельта- и парапланерных шлемов. Применяемый эталон - EN966. Почти все изготовители красивых шлемов в остальных странах используют к ним остальные стандарты.

На что направить внимание при покупке шлема?

1. Отыскиваете наклейку стандартов типа EN966.
2. Проверьте, что шлем имеет толстый слой EPS-пенопласта.
3. Проверьте, что шлем имеет толстую твердую оболочку.
4. Оденьте шлем и попытайтесь - не рвется ли крепежный ремешок.
5. Разглядите пряжку с точки зрения долговечности.
6. Убедитесь, что шлем комфортен.
7. Сравните стоимость шлема со стоимостью долгого исцеления в больнице.
8. Обдумайте ужас незащищенного существования овоща (т.е. представьте как ваша незащищенная голова подобно помидору ударяется о стену).
9. Вы никогда не пожалеете о покупке при ношении высококачественного шлема.
10. Помните, что ваша голова не имеет цены.

Оригинал на  http://www.nebo.kiev.ua  Украинский информационный бюллетень "Небо для всех"    

 

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector