О Векторе
Обучение

Магазин
Фотогалерея
Видеогалерея

Творчество
Архив новостей






Программы обучения

Техника

Команда

Места полетов

Клуб

Путешествия

Прайслист

Расписание полётов








Контакты
Тел:
098-11-22-33
e-mail:
abuse@vector-pg.ru



Подписка
на новости




Над ледником Абрамова

Сергей Казанцев - мастер спорта, пятикратный фаворит СССР по дельтапланерному спорту.

Тот полёт мне запамятовать нереально... Любые полёты в красочных, труднодоступных местах, в высокогорье - в особенности, по собственному замечательны и неподражаемы, и запоминаются навечно, но чтоб запамятовать тот!...

А дело было так:

С самого начала 80-х мы в Узбекистане активно находили всё новейшие и новейшие места для полетов на дельтапланах. Благо - простор для таковых поисков был практически неограниченный. Найдя еще в конце 70-х годов хорошие и расположенные сравнимо неподалеку от Ташкента места для учебных, тренировочных и соревновательных полётов, начали обследовать все вероятные "точки" для полётов рекордных.

Аэрологические условия в предгорной зоне Узбекистана в огромную часть летящего сезона таковы, что на высотах от 2 до 4 км находится мощнейший и стабильный слой инверсии, порождаемый расположенными на западе, со стороны господствующих ветров, необъятными пустынями и полупустынями. Этот слой не мешает развитию потоков внизу, но выпарить выше него практически нереально ("практически", потому что отдельные такие случаи всё же бывали, да простят меня теоретики дельтапланеризма с равнины, ежели им это покажется совсем мистическим...). Стало быть необходимо было осваивать высокогорную зону, отделенную высочайшими хребтами от атмосферы предгорий с её инверсией.

Удачный вариант для таковой разведки скоро представился. Познакомившись с гляциологами, одна из неизменных баз которых находится на леднике Абрамова, мне до удивления просто удалось договориться с ними на заброску дельтаплана и троих человек на вертолёте к ним на ледник. Был конец сентября, время не наилучшее для летящих полётов в равнинных критериях, но замечательное для высокогорья! Отбушевали летние, чрезвычайно массивные в горах грозы со снегами и ливнями, склоны покрылись свежайшей, безупречной белизны порошей. Но чёрные необъятные морены, осыпи, горы были ещё открыты и чрезвычайно отлично прогревались днём под лучами неистового круглый год высокогорного солнца.

Два часа полёта от Ташкента с промежными высадками в Коканде и Хайдаркане в забитом под самый потолок различными экспедиционными грузами вертолёте - и мы приземляемся на узенькой боковой морене ледника, недалеко от расположенной чуток ниже гляциологической станции. Быстро разгрузив не останавливающий винтов вертолёт (высокогорье!), мы оказываемся в дружной семье гляциологов, метеорологов, биологов и остального романтичного люда, предпочитающего размеренной жизни в городке здешний небогато оплачиваемый неуют со всеми неуввязками экспедиционной жизни, в самом центре грозной, но прелестной горной страны. Солнце тем временем уже скрылось за хребтами и над станцией в тишайшем до неправдоподобия прохладном, разреженном высокогорьем воздухе, повисли Рериховские картины...

Дышалось с непривычки трудновато - высота 3800 м над уровнем моря опосля резкого подъёма с равнины без акклиматизации всё же ощутима. Под нескончаемые расспросы, рассказы и байки опосля ужина в горячо натопленной кают-компании клонило в сон, но как бросишь этих весёлых и увлекательных людей, живущих в отрыве от большой земли и так радующихся возникновению тут гостей. Засиделись за полночь. А на утро, проснувшись и выбравшись на свет божий, мы не поверили своим очам - в трёх шагах ничего не видно, валит мелкий снег, от вчерашнего великолепия горной природы - ни следа! Зимовщики, видя наши кислые физиономии, лишь похихикивали тихонько, уж кто-кто, а они то здешнюю погоду безо всяких прогнозов и устройств исследовали. И - точно, к полудню в очистившемся от хмари черно-синем горном небе снова воссияло светило!

Готовлю дельтаплан, собирая его в 6-метровый пакет. От помощников нет отбоя, как - диковина! Завтрашним днем наши гостеприимные хозяева пообещали подвезти нас на каком то совсем неповторимом в своём роде тракторе к подножию пика Алтай, размещенного напротив и чуток выше зимовки за языком ледника. Трактор, нужно сказать, оказался вправду известным. Привезённый на ледник много годов назад вертолётом в виде отдельных частей, ДТ54 даже мне - "дипломированному" трактористу, показался незнакомцем. Без кабины, капота, фар, и вообщем - без мельчайших "лишних" деталей, но зато со всякими необычными, изготовленными уже тут из средств находящихся под рукой узлами и агрегатами заместо поломанных, он был похож на умопомрачительный Марсоход!

Лавируя по изрезанному бессчетными промоинами языку ледника, стороной обходя зияющие пасти трещин глубиной под сотку метров, трактор доставил нас к самому началу крутого подъёма. Четыре до черноты загоревших, крепких и лёгких как корень саксаула ребят-зимовщиков схватили дельтаплан и рванули ввысь с таковой скоростью, что мне даже фактически налегке - лишь с "рыбой" и лёгким рюкзачком было за ними практически не угнаться. Четыре сотки метров крутого подъёма, нелёгкая в общем-то задачка, мы победили практически без передышки. Спешить, естественно, стоило, сентябрьский день короток, а солнце уже прошло зенит. До вершины гребня ещё далеко, но оценив время, силы, погоду, принимаю решение стартовать тут. Ощутимый ветерок, дующий четко вверх вдоль крутого южного склона, внушает надежду, что и отсюда можно будет выпарить. По способности не медля разворачиваю крылья собственного аппарата, ставлю его в "боевую готовность", попросив ребят подержать, чтоб не унесло ветром.

Сейчас - потеплее одеться! Хотя стремительный подъём и разогрел всех нас, но уже ощущается лёгкий морозец, и это тут, на высоте "всего" 4200 метров. А что все-таки будет выше!? И вот здесь то я и сделал свою как бы маленькую, но оказавшуюся чрезвычайно противной ошибку...

Тепло одевшись - горнолыжные штаны + пуховка, меховые перчатки, я ещё для полного удобства напялил под каску с горнолыжными очками шерстяной альпинистский вязаный шлем, закрывающий всё лицо и шейку, с отверстием лишь для глаз. Много раз он выручал меня не лишь в горах, да и в Томске, в самые морозы. Не учёл я пустячка - количество воздуха, пропускаемого материалом шлема, полностью довольно для дыхания на равнине, ну и в горах при не очень большой высоте и умеренной физической перегрузке. А тут ситуация предстояла несколько другая...

Старт на крутом и достаточно скользком склоне оказался на уникальность обычным и стремительным. Не помню, успел ли я сделать хотя бы три шага, как всё почаще забавно зачирикал мой вариометр, по-братски сообщая, что уже летим! Подъём наращивается, 2... 3... 3.5 метра в секунду, протягиваю ещё незначительно вперёд, оглядываясь назад на уплывающий вниз склон и улавливая момент, когда можно будет становиться в спираль. Пора! Энергично закладываю мою любимую левую спираль, но что все-таки это?! Что все-таки делается?! Наклон - обычный, по перегрузке тоже чувствую, что всё в порядке, но дельтаплан Практически НЕ Вертится!

Высота! - молнией мелькает мысль. Разреженный воздух повысил настоящую скорость полёта и здорово прирастил радиус спирали! Вроде бы не вмазаться в склон, который на набранной уже мной высоте перевоплотился из крутого фирнового поля в скальный массив. А скорость то, скорость! Как бы летал уже к тому времени я на таковых высотах и даже чуток выше, но те полёты были вдалеке от поверхности земли и ничего там такового странного не замечалось, а здесь - лишь бы успеть перескочить перед горами! У-ффф, метров 10 всё же осталось! 2-ая, 3-я спираль, мой "соловей" прекратил свои трели и стрелка твёрдо упёрлась в крайнее, 5-метровое деление шкалы. Вершина горы уже внизу, вообщем - все ближние горы - внизу, но окаймляющие ледник хребты ещё заслоняют далекие горизонты своими гордыми белыми шапками.

А скорость подъёма наращивается, вижу это по тому, что с каждой новейшей спиралью заметнее и заметнее расширяется горизонт. И вот - за хребтом, окаймляющим ледник с юго-востока, раскрывается панорама Заалайского Памира. Какое величественное зрелище! Воздух совершенно чист и прозрачен, и до превосходных семитысячников - пиков Коммунизма и чуток левее - Корженевской, кажется совершенно близко, хотя на самом деле - никак не меньше 70 км обязано бы быть. А что это там далековато слева такое огромное? Ба! Да ведь это пик Ленина! Вот так дела, а ведь до него, пожалуй, больше сотки км по прямой! Три из четырёх русских семитысячника - перед очами...

Какая же у меня высота-то? Гляжу на малюсенький циферблат парашютного высотомера, ого! перевалил за 5 км, подъём всё длится. Дышать приходится поглубже - сказывается снижение давления кислорода. Ну что ж, хватит торчать в одном потоке, пора и походить по окрестностям... Куда бы это слетать? Всё кажется рядом - на севере за волнообразно понижающимися ступенями хребтов видна в густой дымке Ферганская равнина и даже кажется можно рассмотреть известную, торчащую прямо из горы, трубу наикрупнейшго чуток ли не во всём мире Хайдарканского ртутного рудника. На западе весь горизонт практически утыкан красивейшими остроконечными пиками Матчинского горного узла - вожделенного места горных туристов и альпинистов.

Нет, боязно - кругом полное безлюдье и совсем ненаселённая местность, а у меня не то что рации, а и парашюта-то нет... Даже ежели и полностью благополучно приземлюсь в котором нибудь горном цирке, ох и долго же меня будут позже находить! Пройдусь-ка я лучше над хребтами, окаймляющими ледник! Со станции хоть присмотр некий за мной будет. Да, кстати, а где же станция? Ледник - вот он, не таковой уж и широкий, оказывается! А станции - нету! Да вон же она - малюсенькое рябое пятнышко, исчезающе малая по Памирским масштабам обжитая точка в этом мире снегов и камня...

Выход из потока меня несколько ошарашил! Ну, всякое бывало, но вот чтоб так - грубо и в один момент кинуть пинком "мордой вниз"!... Поправив съехавшие от такового расставания с потоком каску и очки, переведя дух, беру курс на пик Зимовщиков - главную вершину хребта, огибающего язык ледника с северо-востока. Воздух практически неподвижен, совсем нет болтанки! Что ж меня тогда из потока-то так вышвырнуло? Недолго мне удалось предаваться сиим размышлениям. Только лишь оказался над чёрным скальным контрфорсом, идущим от ледника ввысь практически напротив станции, как ещё наиболее мощный и резко ограниченный поток показал мне, где раки зимуют!

И так, и так пробовал я с ним справиться, да не тут-то было. Пытаешься взять "в лоб" - практически опрокидывает на спину, пока с большущим трудом выровняешь дельтаплан, получаешь этот же самый пинок в зад. Пробы зайти по касательной сбоку - того ужаснее, невзирая на неимоверные усилия за доли секунды оказываешься выброшенным с наклоном 90 градусов, а то и больше и начинаешь долго-долго падать в таком положении, гадая, перевернешься либо нет... Не достаточно этого, на границе меж узеньким массивным потоком и стоячим окружающим воздухом образовалась настолько интенсивная кольцевая турбулентность, что при выпадении из потока всё крыло колотит с обезумевшой силой и частотой - того и гляди - зубы ручкой выбьет!

Набрав, с грехом пополам, всего метров 200, лечу далее. Изрядно утомился, но основное - катастрофически не хватает воздуха! Собравшись наподобие воздушного мешка от воротника до очков, мой шлем принуждает меня вдыхать этот же самый воздух, который я лишь что выдохнул! И это - при таковой то "пахоте" на большой высоте... Что все-таки делать? Снять - нереально, не снять - задохнусь... Подтягиваю проклятый шлем так, чтоб отверстие для глаз оказалось около рта. Но оно малюсенькое, дышать можно, глядеть - не выходит! Как же это в таковых критериях - лететь не смотря... Кое-как отдышавшись, водворяю всё на место. А вот и пик Зимовщиков! Что все-таки за потоки над его прогретыми солнцем темными километровыми треугольниками осыпей?

Захожу с наветренной стороны, надеясь, что вытесненный термическим потоком "динамик" сгладит градиент вертикальной скорости. Вышло! Ну здесь уж не зевай, вариометр мгновенно умолк и зашкалил, скороподъемность, наверняка под 10 метров. Всеми своими нервишками и фибрами стараюсь найти границы потока, чтоб, не дай бог, не высунуться из него хотя бы на метр! Всё равно, опосля каких-либо трёх - четырёх спиралей меня, как котёнка, снова свирепо вышвыривает, снова это длительное падение на боку вдоль границы потока с выбиванием пыли из паруса, но зато уже 5600! А дышать то совершенно уже нечем... И что тревожит - начинает незаметно исчезать цветоощущение, верный признак приближающейся острой кислородной дефицитности. Небо, лишь что бывшее ярчайше голубым, равномерно становится каким то практически черно-белым и блеклым, только с намёком на голубизну, остальной пейзаж тоже - как на экране старого телека.

Какая досада! Вот могучий поток, который дует куда-то в неимоверную высоту, сам я вроде тоже не из слабаков, уж всяко сумел бы ещё хоть на километр-то подняться. Но быстро нарастающие симптомы появившегося по своей оплошности кислородного голодания мне понятно, чем скоро закончатся, ежели продолжить набор высоты. А утратить в данной ситуации сознание хотя бы быстро - конец. Проклиная себя на чём свет стоит, ограничиваюсь достигнутым и предстоящий собственный полёт продолжаю всё в той же борьбе с потоками, но не теряя контроля высоты...

Пик Зимовщиков, как и весь увенчиваемый им хребет, уже сзади. Нескончаемо далековато внизу вьётся белоснежной ниточкой речка Алаутдин, идущая практически от самого снежно - ледового перевала с таковым же заглавием. Знакомые места! Тут летом на ледниковой морене мы ночевали в палатках, когда я, собрав десяток друзей и знакомых, в 1-ый раз сходил с ними на ледник Абрамова просто походить и поглядеть.

Но пора и ворачиваться, над глубочайшей прорехой перевала потоков нет, вроде бы не утратить незаметно очень много высоты...

Возвращаюсь этим же, уже знакомым, путём. Высоту держу гораздо меньше - только чуток наиболее 5000, потому трудности с дыханием равномерно теряют свою критическую остроту. Ну и к потокам как бы приноровился - удаётся обрабатывать их уже не с таковым запредельным напряжением сил. Вот и тот склон, с которого стартовал каких то минут 40 тому назад. Где же там ребята? Нет, никак не удаётся их рассмотреть с данной высоты посреди пёстрых пятен камешков, скал и снега...

Вдруг ловлю себя на мысли - почему мне не холодно? По всем канонам при таковых то потоках тут обязано быть как минимум на 15 градусов холоднее, чем на месте старта, но этого нет! Тут может быть только чуточку холоднее, чем внизу. Что все-таки - наука о появлении и развитии восходящих потоков - врёт?! Разгадка нашлась практически сходу. Наука - наукой, и в таковой изотермической атмосфере вправду не обязано быть восходящих потоков, ежели лишь не принять во внимание тот факт, что тут, в отличие от равнинных критерий, большие горизонтальные градиенты температуры, наверняка градусов от 10 мороза над теневыми снежными склонами и градусов до 10 тепла над необъятными прогретыми осыпями и скальными поверхностями. От того то и потоки такие злые! Они практически против воли прорываются через устойчивый неподвижный воздух. Ну, как огонь и дым от костра - хоть изотермия, хоть инверсия, а он всё равно ведь ввысь идёт!

Беру курс домой, на станцию. Высадка у самых домиков практически невозможна - большие камешки, метеомачты, антенны, провода, все мало-мальски ровненькие участки заняты жилыми и вспомогательными строениями. Потому захожу на вертолётную площадку. Не так она и велика! Сделав несколько крутых спиралей, чтоб утратить запас высоты, взятый мной для гарантированного преодоления глубочайшего ложа ледника, разгоняю дельтаплан и сажусь в маленький контруклон, чтоб уж точно не перелететь случаем площадку.

Тут, практически на самом дне равнины, уже вечереет, солнце скрылось за высочайшим гребнем хребта. Слабый прохладный вечерний ветерок веет вниз по ущелью вдоль морены. Поднамаевшись за этот не очень длительный, но итак вот уж сложившийся полёт, решаю незначительно поспать под дельтапланом до прихода помощников. Прямо в собственной "рыбе" укладываюсь под защитой паруса от ветра и через парочку минут уже "улетаю".

В моём отличном шерстяном шлеме спать так тепло и благодатно!

Я вообщем ранее чрезвычайно обожал с часок поспать под дельтапланом. В особенности - в ожидании старта, где нибудь на Чемпионате Союза! Тот, кто ещё не запамятовал те времена, может подтвердить.

Оригинал на  http://www.nebo.kiev.ua  Украинский информационный бюллетень "Небо для всех"    

ПАРАПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА




Просто 22 факта
Мы работаем для того, чтобы вы летали лучше, чем мечтали… /

подробнее...

Ближайшие полеты

Вторник, 2 Октября и, возможно, Среда, 3 Октября, Кончинка

подробнее...

Наши спонсоры:

Много свежих фото

подробнее...


Copyright ©2002 Vector